Не зная истории, нельзя знать, зачем мы пришли в мир, для чего живем и к чему стремимся                          В. Ключевский

Церкви и монастыри Мглинского уездаPokrova5

 

Администраторы сайта будут признательны за любую информацию о церквях  Мглинских сел, которые в настоящее время разрушены и священниках, которые несли в них службу.

Краткая история церквей г. Мглина

С первой трети прошлого столетия стоит во Мглине Успенский собор. Из начальных письменных сведений о нем видно, что в пределах его ограды уже в ХУП веке стояла деревянная одно-престольная православная церковь во имя Успения Богоматери. Антиминс (изображение на материи погребения Иисуса Христа) для этой церкви освятил архиепископ Феодосии в 1693 году.

Дальнейшие сведения об этой церкви не сохранились, но в переписи 1767 года сообщается, что в этом году на ее месте стояла уже новая, тоже деревянная церковь, с тем же названием Успения Богоматери, но уже о трех престолах, с правой стороны Архангела Михаила, с левой — Благовещения Пресвятой Богородицы и в центре — Успения Богоматери. Стояла она за городом, за земляной крепостной насыпью на «Пасаде Заровском, недалеко от «валу край шляху Смоленского», в том месте, где начиналась бойкая дорога от Мглина на Смоленск.

Когда эта деревянная церковь обветшала, мглинчане с общего согласия решили рядом с ней построить новую, но уже каменную церковь о тех же трех престолах, которой суждено было стать соборной, т. е. главной церковью во Мглине в числе сохранившихся мглинских церквей.

Из них первой соборной церковью в нашем городе был храм Воскресения Господня. Время основания его неизвестно, но из ранних письменных источников о мглинских церквах видно, что в первой трети XVII века она стояла в центре Мглина, что 14 сентября 1825 года императрица Елизавета Алексеевна (жена Александра I) проездом из Санкт-Петербурга в Таганрог остановилась во Мглине. В церкви Воскресения присутствовала на торжественном богослужении и «от щедрот своих» подарила певчим 50 рублей. Далее известно, что самая большая часть прихожан Воскресенской церкви были жители Чешуек и близких к ним поселений. По их просьбе деревянный храм Воскресения Господня был разобран и перевезен в Новые Чешуйки во второй половине XIX века. На ее месте в 1992 году построен агропромышленный банк. Не стало и других деревянных церквей постройки XVII— XIX веков, подвергшихся разрушительному воздействию времени и людей, предавших забвению творческий труд предков своих.

Разобрана и Спасо-Преображенская церковь, построенная в XVIII веке. На ее бывшей усадьбе и теперь сохраняется здание Спасской церковно-приходской школы, к которой был  пристроен Дом пионеров.

Фото Елены Махлиной.

NikolayaMglin2

Церковь Воздвижения Креста Господня построена в 1699 году. Есть сведения, что в 1761 году она сгорела, но в 1856 году заново построена и в первой трети XX века разобрана. Ее наименование сохраняется в названии Воздвиженская Гора.

Не сохранилась в городе и Богоявленская четырехпрестольная каменная двухэтажная с колокольней церковь, построенная в 1804—1806 годах. Находилась она у вершины треугольника, образуемого теперь улицами Октябрьской и Ворошилова. Простояв на своем месте более 150 лет, в 60-х годах была разобрана.

В текущее время сохраняются и остаются на своих местах кладбищенская церковь, построенная в 1863 году старанием жителя Мглина Макара Александровича Голяко, который в то время был губернским секретарем и строил церковь в основном на свои средства, и церковь, построенная в 1874 году во имя Великомученицы Варвары, рядом, с Успенским собором.

 

 

Сохранились также четыре церкви в селах Мглинского района .   

 

Администраторы сайта будут признательны за любую информацию о церквях  Мглинских сел, которые в настоящее время разрушены и священниках, которые несли в них службу.

 

По следам святых обителей

В издательстве Брянского Государственного педуниверситета им. Петровского в 1999 году вышла книга С.П. Кизимовой и Е. М. Зубовой "По следам святых обителей: из истории монастырей и пустыней Брянского края".

Православные монастыри со времен введения христианства являлись центрами духовно-нравственного воспитания людей. Эти обители имели огромное политическое, военное и экономическое значение на рубежах державы. В монастырях собирались уникальные библиотеки, иноки вели летописи княжеств.

Но судьба монастырей во все времена была драматичной и печальной. Немало их было уничтожено в годы польской интервенции, в так называемое Смутное время (1604 - 1618т), в годы Северной войны (1700 - 1721 гг). Положение уцелевших обителей ухудшилось после появления в 1762 году указа Петра III о конфискации церковных и монастырских земель. Ощутимый удар был нанесен и указом Екатерины II в 1764 году об упразднении некоторых обителей.

Много было черных страниц в летописи монастырей, но все они бледнеют при описаниях полного разграбления и уничтожения их в первые годы Советской власти. Большевики отдали русские святыни "грядущему хаму". Тысячи храмов, созданных людьми, движимыми высоким нравственным чувством, взлетели в воздух, похоронив под своими обломками духовность Отечества.

Разрушение монастырей и пустыней сопровождалось уничтожением их архивов. Поэтому авторам книги пришлось составлять историю по скудным данным, почерпнутым из чудом сохранившихся документов Российских государственных исторического архива и архива экономики, государственного научно-исследовательского музея им. А.В. Щусева, архива Московского института "Спецпроектреставрация", госархива Брянской области. Книга проиллюстрирована редкими фотографиями.

Материалы книги производят неизгладимое впечатление. И, пока читаешь, чувство щемящей тоски наполняет душу, невольно в памяти всплывают строки: "От жизни той, что бушевала здесь..." Да, практически ничего не осталось. Потомкам варваров, цареубийц и хамов так хотелось, чтобы вместо крестов развевались красные флаги. На одной из фотографий в областном краеведческом музее даже запечатлен момент взрыва Успенского собора Свенского монастыря в 1930 году. Жуткое зрелище - летящие в небо купола...

Разрушали легко, а создать взамен ничего не создали. 23 февраля 1922 года вышел декрет "Об изъятии церковных ценностей для борьбы с голодом". А постановлением Большого президиума Брянского губисполкома от 17 июня 1924 года все церкви и монастыри губернии объявлялись закрытыми. В Москву было отправлено 18 пудов серебра, 809 драгоценных камней, из них 448 бриллиантов. Часть уникальных исторических ценностей была переплавлена, другая часть, более значительная, - продана за границу. Редкие по красоте иконостасы валялись в амбарах, где складировали сено и сельхозинвентарь. Не атеисты это делали - воинствующие безбожники. Бесследно такие деяния ни для города, ни для потомков не проходят. Кто знает, не окажутся ли горьким пророчеством слова монаха Поликарпа, с именем которого связывают возникновение Брянска, сказанные о городе: "Город будет не сыт и не голоден, а с тоски и печали весь разойдется"?. А, может, и всей Брянщине он это напророчил? Разве оправимся мы когда-нибудь от чернобыльской беды?.

Есть в книге история Разрытовского Святотроицкого Покровского монастыря. В октябре нынешнего года он мог бы отметить столетний юбилей. О том, каким он был, мы теперь можем только мысленно себе представлять. Представим и остановимся на минуту у стен Михайловского храма. Заглянем вглубь истории. И будем судить о величии и красоте обители по уровню духовной жизни обитательниц монастыря, - а они ничем не запятнали себя.

 

Л. ГАМКОВА.

Мглинские вести, 23 июня 2000 года

Подкатегории

Сейчас 33 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

С праздником весны!

1_may.jpg
.