Не зная истории, нельзя знать, зачем мы пришли в мир, для чего живем и к чему стремимся                          В. Ключевский

25. Проезд Александра I через Мглин по дороге в Таганрог. Мглинские церкви и архитектурные памятники истории

В 1825 году по пути в Таганрог, через город Мглин, тем же Смоленским шляхом, из Петербурга проезжал Александр I со своей супругой Елизаветой Алексеевной.

13 сентября они ночевали в городе Мглине в доме дворянина Косача, а утром 14 сентября императрица присутствовала на воскресной литургии в Воздвиженской церкви города, находящейся на высокой горе, называемой Воздвиженской. По времени Воздвиженская церковь является самой древней церковью города Мглина.

 

                        Александр I и Елизавета

Александр I и Елизавета

 

Сего числа, Государь Император Александр Павлович проезжал через Мглин, из С.-Петербурга в Таганрог; в Мглине переменил только лошадей, на квартире у Павла Григорьевича Косача, которая была убрана мебелью из Почепа, нашего военного губернатора Князя Николая Григорьевича Репнина. Князю велел через курьера дожидаться себя в Новгород-Северске. Хотя, здесь, Государь и ласков был, и говорил со многими, как-то: хозяйкой дома, женою Косача, и моей племянницей, дочери Василия Петровича Лишеня, Анной Васильевной, и руку её целовал; подполковником – двоюродным братом моим Григорием Фёдоровичем Дудицким – Лишнем, Петром Михайловичем Искрицким, маршалом Николаем Рославцом. - Л. И. Дудицкий-Лишин. Журнал ежедневных занятий подп. Луки Иванова Дудицкого-Лишня: 1820-1834

 

 

 

 

Первоначально на этом месте церковь в честь воздвижения креста была деревянная, с отдельной деревянной колокольней, построенная еще при Петре I в 1699 году на средства Мглинского сотника Ивана Ракушки-Романовского при гетманстве Ивана Мазепы, владевшего Мглинскими землями.

Эта деревянная церковь и звонница при ней 31 октября 1761 года сгорела. На том же самом месте в 1767 году взамен сгоревшей была построена новая деревянная церковь со звонницей при ней в честь воздвижения креста. В 1856 году вновь построенная эта церковь была перестроена, а в более позднее время была выстроена и отделана кирпичная звонница с висящим в ней только одним колоколом весом в 216 пудов, что было вылито на краях этого колокола.

 

Императрица Елизавета Алексеевна

Императрица Елизавета Алексеевна

У каждого величайшего поэта есть своя муза, Беатриче, Лаура… Семен Степанович Гейченко, директор пушкинского музея в Михайловском был уверен, что Александр Сергеевич Пушкин всю жизнь любил Елизавету Алексеевну, императрицу и не скрывал этого.

На лире скромной, благородной

Земных богов я не хвалил

И силе в гордости свободной

Кадилом лести не кадил.

Свободу лишь учася славить,

Стихами жертвуя лишь ей,

Я не рожден царей забавить

Стыдливой музою моей.

Но, признаюсь, под Геликоном,

Где Касталийский ток шумел,

Я, вдохновенный Аполлоном,

Елисавету втайне пел.

Небесного земной свидетель,

Воспламененною душой

Я пел на троне добродетель

С ее приветною красой.

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

1818г.

Семен Степанович Гейченко был убеждён, что стихи «Я помню чудное мгновенье», написанные в Михайловском, не имеют никакого отношения к Анне Петровне Керн. А посвящено оно императрице Елизавете Алексеевне. Также об этом говорит и тот факт, что стихотворение было опубликовано другом поэта Дельвигом только после смерти императрицы Елизаветы Алексеевны. Близкие друзья знали об отношении Пушкина к императрице. Знали, как трепетно охранял Пушкин тайну своего сердца.

 

После первых войн с Францией, особенно же с наступлением грозы 1812 года, Елизавета Алексеевна совершенно отказалась от внешних почестей и блеска, посвящая досуги свои делам благотворительности. С 1812 года она, несмотря на настояния своего супруга, отказывалась брать миллион, который получают императрицы, и довольствовалась 200 тысячами; но и из этих денег она на туалет и для себя собственно оставляла только 15000 рублей в год, все же остальное употребляла на пособия нуждающимся. Фрейлина Софья Александровна Саблукова вспоминала: «Государыня отличалась замечательной самоотверженностью. Все 25 лет император уговаривал ее брать деньги, но она всегда отвечала, что Россия имеет много других расходов, и брала на туалет, приличный ее сану, всего 15 тысяч в год. Все остальное издерживалось ею исключительно на дела благотворительности в России и на учреждение воспитательных заведений, как-то: Дома трудолюбия (ныне Елизаветинский институт), Патриотического института, основанного для сирот воинов, убитых в Отечественную кампанию 1812 года.» При этом свои действия Елизавета старалась не афишировать и делать все в тайне. – Википедия.

 

Фильм Тайные знаки. Императрица Елизавета

  

В присутствии императрицы в этой Воздвиженской церкви литургию совершал священник Иоанн Чечко с диаконом Георгием Байдаковским, при участии местного хора, управляемого придворным певчим Иваном Ратовцевым. Об этом церковно-историческом событии имелась на дверях храма надпись.

В настоящее время Воздвиженской церкви и колокольни при ней нет, а колокол куда-то увезли в первые годы после Октябрьской революции.

В день пребывания в г. Мглине императора Александра I жителями города была передана ему письменная просьба о пожертвовании им на достройку в городе Успенского собора, начатого строительством в 1815 году на пожертвование коллежским асессором Григорием Лишиным 10 тысяч рублей ассигнациями наличными и векселями на такую же сумму, так как дальнейшее строительство собора затянулось надолго из-за отсутствия средств.

Император Александр I пожертвовал на достройку собора 5 тысяч рублей, которые были получены из канцелярии государя в 1827 году, то есть после смерти Александра I при царствовании Николая I.

Постройка Успенского собора была закончена в 1830 году, и освящение его состоялось в том же году 23 октября.

 Мглин. Храмовый комплекс

Мглин. Храмовый комплекс, 1910 г.

 

Семен Андронович Гатцук, археолог и учитель села Старые Чешуйки, в своей статье «На могилу А. К. Толстого в Красный Рог (археологическая экскурсия 1901 г.)» пишет, что А. К. Толстой, будучи в г. Мглине в своих письмах в 1840 г. писал «… что Мглин заслуживает внимания, как своей архитектурой, так и по господству места над окрестностью, где красуется собор». Вдохновленный видом Успенского собора А. К. Толсстой написал стихотворение Благовест:

 

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло!

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовет и манит

Он в край родимый,

В край благодатный,

Забытый мною,-

И, непонятной

Томим тоскою,

Молюсь, и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого;

Далеко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесные,

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает...

1840-е

 

 

 

Песня Благовест на слова А. К. Толстого

  

СкачатьНазваниеВоспроизвестиРазмер Длительность
downloadБлаговест

2.9 MB3:12 min

 

 

Успенский собор строился в честь победы над Наполеоном на месте называемом Заровьем, то есть за бывшим земляным валом крепости, при Смоленском шляхе недалеко от бывшего прежде городского кладбища, так как прежняя деревянная Успенская церковь, стоявшая около бывшего дореволюционного здания уездного земства, пришло в ветхость. Эта церковь была разобрана в 1833 году, а на месте ее нахождения была поставлена маленькая дощатая каплица с иконой Успения и лампадкой при ней. Каплица была огорожена невысокой штакетной изгородью. Нынешние старики горожане должны ее помнить, так как она была убрана лет 60 тому назад.

Выстроенный кирпичный пятиглавый с двумя колокольнями Успенский собор по своему наружному виду и внутреннему устройству, несомненно, представляет собой ценность, как памятник архитектурного искусства и зодчества. Имеется основание полагать, что он построен по проекту известного архитектора Кварнеги, строителя Ляличского дворца графа Заводовского и церкви в селе Ляличах Суражского уезда, так как эта церковь во многом похожа на Мглинский собор.

 Ляличи. Церковь Екатерины

 

Во внутреннем оборудовании собора большую художественную ценность имел резной иконостас из липового дерева, покрытый позолотой, а также иконы высокой художественной ценности, работы больших мастеров живописи первой половины XIX столетия, вставленные в этот иконостас.

Незадолго до революции на сводчатом потолке в верхних частях внутренних стен собора по поручению невежественных служителей церкви была сделана богомазами грубая церковная живопись, совершенно не соответствующая высокохудожественной живописи и композиции.

 Барабан Успенского собора

Барабан Успенского собора

 

В первые революционные годы две высокие колокольни, имеющие непосредственную связь с храмом, были разобраны на кирпич и щебенку, чем в значительной мере испорчен архитектурный облик собора. Большое сожаление вызывает то обстоятельство, что имевшиеся в соборе несколько экземпляров подлинной живописи таких известных мастеров, как Левицкий и Боровиковский и другие, бесследно исчезли из собора, а иконостас резной и высокохудожественной работы разломан и сожжен в топке местной городской общественной бани, а не переданы соответствующим музеям, как памятники искусства.

В данное время собор закрыт. В устройстве собора большим недостатком было отсутствие отопительных средств – печей или отопительных приборов. Поэтому собор приноровлен к теплому периоду времени. Для устранения этого, в более позднее время рядом с собором была построена кирпичная церковь с печным отоплением весьма простой архитектуры, с одним престолом в честь Варвары Великомученницы, в которой служения происходили в холодное время года.

 

 Церковь Варвары

Мглин. Церковь Варвары

 

После устройства этой церкви, вокруг ее и собора была построена общая капитальная кирпичная ограда с отдельными входами в каждую церковь. В настоящее время этой ограды нет, а помещение бывшей церкви Варвары используется под склад товаров Мглинского райпотребсоюза.

Достоверных сведений о времени постройки в г. Мглине деревянной одноглавой Спасо-Преображенской церкви, находившейся на Спасской (ныне им. Урицкого) улице, не имеется, кроме документальных указаний на то, что в переписи 1767 года, то есть переписи екатерининского времени она уже значилась, и что по отзыву Черниговского архиепископа Филарета отнесена к числу древнейших Мглинских церквей.

 Спасо-Преображенская церковь

Мглин. Спасо-Преображенская церковь,1912 год

В данное время этой церкви нет. В Царствование императора Александра I в 1804 году на бывшей Суражской (ныне им. Ворошилова) улице была построена кирпичная одноглавая церковь с двумя престолами – на нижнем этаже в честь Богоявления, а наверху – Воскресения. В быту эту церковь называли Богоявленской или «каменной церковью». В данное время этой церкви нет – разобрана на кирпич и щебенку.

Когда же была построена небольшая кирпичная церковь на нынешнем городском кладбище в честь Николая Чудотворца точных данных нет. Эта церковь в данное время закрыта. В архитектурном отношении она не представляет собою интереса.

 

 

 Церковь Николая Чудотворца

Мглин. Церковь Николая Чудотворца

 

К числу замечательных по своей архитектуре церковных зданий в пределах Мглинского уезда принадлежит домашняя церковь в селе Новая Романовка, построенная в 1811 году помещиком Лашкевичем по проекту известного архитектора Варфоломея Растрелли, а живопись икон в ней была выполнена известными портретистами конца XVIII и начала XIXвеков Левицким и Боровиковским. Указанная домашняя церковь сфотографирована и описана в дореволюционном журнале «Столицы и усадьбы» в статье о редкостях юга России.

 Романовка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Новая Романовка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

 

 Романовка. Иконостас церки Покрова Пресвятой Богородицы

Новая Романовка. Иконостас церкви Покрова Пресвятой Богородицы

В 1814-1815 гг. по заказу помещика С.А.Лашкевича Боровиковским был выполнен иконостас Покровской церкви в селе Романовка Мглинского уезда Черниговской губернии. Эта очень важная для творчества Боровиковского работа мало известна, хотя здесь мастер выступил не только как великолепный живописец, но и как новатор. Отойдя от академической по сути трактовки образов из Казанского собора, Боровиковский двигался к собственной, уникальной манере, уже не связанной с достижениями западноевропейской живописи. Начало выработки этой новой манеры было положено в образах, написанных для церкви в доме Голицына, а завершением можно считать иконостас Троицкой церкви Смоленского кладбища в Петербурге.

Степан Лашкевич

 Из всех владельцев Романовок наибольшую память о себе оставил Степан Артемьевич Лашкевич. Его предки - выходцы из Белоруссии — жили в Стародубе, с начала XVIII века служили в Стародубском полку в звании бунчуковые товарищи, за безупречную службу получали денежное вознаграждение и пожалованные земли, торговали пенькою, занимались скупкой земельных угодий, стали знатными и богатыми людьми на Стародубщине. Потомок этих Лашкевичей — Степан Артемьевич служил на Мглинщине, имел звание корнета, женился на Борковской,  и в течение 1801—1807 годов все имения Борковских — обе Романовки, Ветлевка, Ормино, Лукавица —  путем купли и уступок стали владением С. А. Лашкевича. Владелец такого обширного имения поселился в Новой Романовне в своем небольшом деревянном доме, в котором после капитального ремонта и некоторой перепланировки теперь живут учителя-пенсионеры новоромановской средней школы.

Рядом с деревянным домом старанием Лашкевича был построен по проекту архитектора Ефимова большой каменный жилой дом — массивный, приземистый, мрачный, скорее похожий на средневековый замок-крепость, в котором ему, видимо, не пришлось жить. Этот каменный дворец в неприглядном виде сохраняется и в наше время.

Но, конечно, память о Лашкевиче хранит не дом, а церковь Покрова Богородицы, которую он построил в 1811 году в живописном месте своей усадьбы, о которой до сих пор много говорят и пишут.

 

В период немецкой оккупации несколько икон работы В.Л. Боровиковского были изъяты и помещены в Успенский собор г. Мглина. Дальнейшая судьба этих икон неизвестна. Все же остальные иконы этих больших мастеров живописи были разобраны верующими жителями села Новой Романовки, не имеющими никакого понятия об их художественной ценности, как творений великих мастеров живописи. Само помещение церкви обшарпано и превращено в склад.

Романовский каменный дворец, где в данное время помещается Романовская средняя школа, а также и указанная домашняя церковь состоят на учете Брянского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

 Усадебный дом Дуниных-Борковских

Новая Романовка. Усадебный дом Дуниных-Борковских

 

Воскресенский собор в г. Почепе, построенный графом Алексеем Григорьевичем Разумовским при царствовании Елизаветы Петровны, числится архитектурным памятником XVIII столетия. Почепский дворец Разумовского в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками был полностью разрушен.

 Почеп. Воскресенский собор

 

Великолепный Воскресенский собор в первой половине 1760-х годов был построен на средства Кирилла Разумовского в Почепе. Архитектором этого собора является знаменитый итальянский золчий Антонио Ринальди (1710-1794), находившийся с 1751 года на службе у гетмана Малороссии. Любопытно, что Воскресенский собор в Почепе строился из кирпича разобранного дворца А.Д. Меншикова.

 

В данное время Воскресенский собор закрыт и находится на учете Брянского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

К числу достопримечательных жилых зданий на территории бывшего Мглинского уезда был двухэтажный каменный дом, подобный средневековому рыцарскому замку в селе Баклани (ныне Почепского района), построенный на высоком берегу реки Судости последним гетманом Кириллом Григорьевичем Разумовским. Этот Бакланский дом был местом его отдыха, проводившего последние годы своей жизни в Почепе.

 

 Баклань. Дворец Кирилла Разумовского

Дворец Кирилла Разумовского в Баклани

Село Баклань знаменито дворцом (разрушен) и  живописной усадьбой Кирилла Разумовского, от которой в наши дни сохранились элементы парка и часть общей планировки. Славилось село и шумными, многолюдными ярмарками. Сегодня в Баклани действует церковь Спаса Преображения. Она была построена в 1915 году на месте обветшавшего храма

 

 Баклань. Церковь Спаса-Преоблажения

Баклань. Церковь Спаса Преображения. Фото Василия Филиппова, 2008 год

 

В этом доме часто бывал сын гетмана Алексей Кириллович Разумовский со своей семьей, унаследовавший Почепские земли после смерти своего дяди Алексея Григорьевича Разумовского, умершего в 1771 году и похороненного в г. Козельце Черниговской губернии, где была похоронена его мать Разумиха в 1752 году.

Владелец Мглинских земель, бывший гетман Малороссии Кирилл Григорьевич Разумовский в 1803 году на 75-тилетнем году жизни умер и похоронен в бывшей резиденции гетманов Самойловича и Мазепы г. Батурине, где на мраморном пьедестале памятника имеется надпись: «Здесь покоится тело его сиятельства гетмана графа Кирилла Григорьевича Разумовского». С обоих сторон этой надписи имеется герб графа с девизом: «Jomemextenderetastis».

Биограф семейства Разумовских А.А. Васильчиков об Алексее Кирилловиче Разумовском пишет так: «Нрав графа в последние годы его жизни стал почти невыносимым. Все его боялись, весь дом дрожал при сильном порыве его гнева. С крестьянами своими он был суров, беспрестанно сменял управляющих, находя их недостаточно взыскательными. Каждую его прихоть приходилось исполнять немедленно, во что бы то ни стало. Иногда прихоти его тяжелым бременем ложились на крестьян.

Так, весною граф из Почепа вдруг всем домом поднимался в Баклань, чтобы слушать соловьев. Это было во время разлива рек. Особенно бушевала текущая около Почепа река Судость. Сгоняли несколько тысяч крепостных, и они строили дамбы и насыпи для графского проезда.

В бакланском доме бывал внук Алексея Кирилловича Разумовского – Алексей Константинович Толстой. Он видел изысканную роскошь этого загородного замка, в котором среди многих ценностей имелись и произведения искусства средневековой Европы, любовался красотою окружающей природы.

Но будущий писатель также видел на фоне этой красоты и роскоши бесчеловечное обращение господ к крестьянам».

 Алексей Кнстантиновч Толстой

Алексей Константинович Толстой.

Ты знаешь край, где   все обильем дышит,

Где реки льются чище   серебра,

Где ветерок степной   ковыль колышет,

В вишневых рощах тонут   хутора,

Среди садов деревья   гнутся долу

И до земли висит их   плод тяжелый?

 

Шумя, тростник над   озером трепещет,

И чист, и тих, и ясен   свод небес,

Косарь поет, коса   звенит и блещет,

Вдоль берега стоит   кудрявый лес,

И к облакам, клубяся   над водою,

Бежит дымок синеющей   струею?

 

Туда, туда всем сердцем   я стремлюся,

Туда, где сердцу было   так легко,

Где из цветов венок   плетет Маруся,

О старине поет слепой   Грицко,

И парубки, кружась на   пожне гладкой,

Взрывают пыль веселою   присядкой!

 

Ты знаешь край, где   нивы золотые

Испещрены лазурью   васильков,

Среди степей курган   времен Батыя,

Вдали стада пасущихся   волов,

Обозов скрып, ковры   цветущей гречи

И вы, чубы — остатки   славной Сечи?

 

Ты знаешь край, где   утром в воскресенье,

Когда росой   подсолнечник блестит,

Так звонко льется   жаворонка пенье,

Стада блеят, а колокол   гудит,

И в божий храм,   увенчаны цветами,

Идут казачки пестрыми   толпами?

 

Ты помнишь ночь над   спящею Украйной,

Когда седой вставал с   болота пар,

Одет был мир и   сумраком и тайной,

Блистал над степью   искрами стожар,

И мнилось нам: через   туман прозрачный

Несутся вновь Палей и   Сагайдачный?

 

Ты знаешь край, где с   Русью бились ляхи,

Где столько тел лежало   средь полей?

Ты знаешь край, где   некогда у плахи

Мазепу клял упрямый   Кочубей

И много где пролито   крови славной

В честь древних прав и   веры православной?

 

Ты знаешь край, где   Сейм печально воды

Меж берегов осиротелых   льет,

Над ним дворца   разрушенные своды,

Густой травой давно   заросший вход,

Над дверью щит с   гетманской булавою?..

Туда, туда стремлюся я   душою!

Дата написания: 1840-е годы

 

 

Граф Алексей Кириллович Разумовский умер в 1822 году и был похоронен сначала в г. Почепе, а затем по ходатайству родственников прах его был перенесен в 1838 году в Новгородсеверский монастырь, в Успенскую церковь, где был установлен изящный памятник, сделанный из яшмы со следующей надписью: «Граф Разумовский, сын последнего гетмана Малороссии генерала-фельдмаршала Кирилла Григорьевича и графини Екатерины Иоановны, урожденной Нарышкиной, родился 12 сентября 1748 года, служил Отечеству действительным тайным советником, членом государственного совета и министром народного просвещения. Умер в 1822 году апреля 5 дня, в светлую седьмицу».

 

После смерти А.К. Разумовского, его сожительница М.М. Соболевская, имеющая от него десятерых детей, получивших фамилию графов Перовских, в том числе и Анна Алексеевны – матери Алексея Константиновича Толстого, вышла замуж за генерала Денисьева и жила в Москве жизнью чопорной провинциальной помещицы. Она была женщина грубая, малокультурная, склочная, с разного рода причудами и капризами.

Впоследствии она послужила прообразом бригадирши Суглобовой в литературном произведении ее внука Алексея Константиновича Толстого – повести «Упырь», где главные события этой повести происходили именно в бакланском доме – замке, который, к сожалению, не сохранился.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

no events

Сегодня событий нет

.