Не зная истории, нельзя знать, зачем мы пришли в мир, для чего живем и к чему стремимся                          В. Ключевский

 

71. Престольные праздники

Но помимо всех этих праздников в городе Мглине, в селах и деревнях его уезда существовал также глубоко укоренившийся обычай праздновать так называемые престольные или храмовые праздники, посвященные местным «святым покровителям и заступникам», через которых вымаливалась благодать у бога.

Престольный праздник – это праздник, посвященный Иисусу Христу, богородице, чудотворной иконе или иному святому покровителю, именем которого называлась церковь, или которому посвящен один из алтарей церкви.

А таких алтарей в одной и той же церкви было несколько.

                        Smirnov Yarmarka Prestolnyj Prazdik

Сергей Смирнов. Ярмарка в престольный день, 2007г

Престольный праздник наряду с Пасхой считался одним из главных годовых праздников и отмечался во всех деревнях прихода, а также горожанами данной церкви.

Церковный ритуал престольных праздников и в столицах, и в самых отдаленных селениях почти не отличались. В храмовые праздники на селе после праздничной обедни по всем селениям прихода совершался крестный ход с хоругвями и иконами, которые несли так называемые «богоносцы» из числа прихожан. Если приход был небольшим, то иконы проносили по всем деревням ещё и до литургии. В некоторых сельских приходах священник с причтом начинал ходить по домам прихожан и служить молебен перед образом храмового святого за несколько дней до праздника. В городах крестный ход после литургии совершался вокруг храма, иногда между одноименными храмами или из близлежащих храмов к «именному», но затем обязательно по территории прихода или вокруг неё.

В небольших городах и в сельской местности во время крёстного окроплялись святой водой не только дома жителей и надворные постройки, но и колодцы, реки, поля, домашний скот. Там, где хозяева выставляли у ворот накрытый белой скатертью стол с приготовленной для освящения водой, служился молебен. В отдельных домах по просьбе прихожан служились молебны, за что церковный причт одаривали «кто чем мог» — продуктами, деньгами. Во многих сёлах к праздничной трапезе обычно приступали лишь после того, как в избе побывала «престольная» икона.

Обязательным считалось в храмовый праздник принять гостей — родственников, друзей, соседей; и уличные гулянья. До середины XIX века храмовые праздники (часто осенью или зимой) обычно продолжались пять-семь дней, позднее продолжительность сократилась до одного-трёх дней. Но если праздник приходился на горячую страду, праздновали один день.

К престольному празднику начинали готовиться заранее. Подметали все улицы и дворы. Обновляли и убирали храм: чистили оклады на иконах, подсвечники, обновляли резьбу и краску на церковной утвари и т. п. В городах и в некоторых сёлах вечером накануне и в день праздника плошками с горящими факелами освещали колокольню, храм изнутри или снаружи. Всю эту работу обычно выполняли мужчины. Женщины же приводили в порядок дом, старались купить обновы для членов семьи, пекли хлеб и пироги, варили пиво. В некоторых местах варили пиво и готовили стол в складчину на всё село. Во всех семьях, ожидая гостей, закупали необходимые припасы, водку и вино, памятуя о том, что «без блинов не масленица, а без вина не праздник». Каждый стремился в меру своих возможностей сделать праздничный стол богатым, чтобы накормить вволю и напоить всех гостей. Обед готовили с раннего утра в день праздника, поэтому в церкви женщин всегда было заметно меньше, чем мужчин.

Радостное застолье сопровождалось беседами, обменом новостями, пением, а порой и плясками. До середины XIX в. значительное место в песенном репертуаре пирующих занимали духовные стихи, псалмы, тропари. Но концу XIX — началу XX веков всюду уже пели «что кому в голову придёт».

Для престольных праздников были характерны не только обильное застолье с выпивкой, но и послеобеденный отдых (сон), хождение из дома в дом пирующих — семьями или компаниями (молодок, парней, стариков), общественные гулянья.

К храмовым праздникам нередко приурочивались базары или ярмарки, которые посещались преимущественно после обеда.

Гулянья в престольные праздники из года в год устраивались на одном и том же месте. В зависимости от условий и традиции это могли быть площадь рядом с церковью или прилегающие к ней улицы, околица, высокий берег реки или зеленый луг, загородная роща и т. п. К местам гуляний заранее стекался торговый люд со всякого рода сладостями. Особым спросом пользовались пряники, дешевые конфеты, орехи, семечки, а также квас с изюмом. Праздничные гулянья обычно затягивались допоздна, а весной и летом кое-где продолжались до рассвета. Главным участником гуляний была неженатая молодёжь и молодожёны.

Википедия

В городе Мглине в предреволюционное время было 7 церквей: Успенский собор, церковь Варвары-великомцченницы, Воздвиженская, Богоявленская, Спасо-Преображенская, Никольская – кладбищенская и Никольская – тюремная. Успенский собор имел 3 престола и алтаря: в честь Успения Богородицы, Благовещения и Михаила-архистратига; в Богоявленской церкви – 2 престола и алтаря: в честь Крещения и Вознесения.

Остальные пять церквей имели по одному престолу и алтарю соответственно их названиям.

Таким образом, в городе Мглине было 10 престольных или храмовых праздников.

Giotto di Bondone Uspenie 2

 

 

 

Джотто ди Бондоне. Успение Богородицы, 1315-1320

Самые ранние из дошедших до нас памятников, повествующих о кончине Богоматери, датируются 4 в. и содержат различные данные о том, где, как и как долго жила Пресвятая Дева после окончания земной жизни Спасителя. Неодинаковы также повествования о кончине и погребении Богородицы. Однако в большинстве своем эти тексты сходятся в том, что Пресвятая Дева Мария была телесно восхищена (взята) от земли на небо. Согласно преданию, нашедшему отражение в богослужебных текстах, после Вознесения на небо Господа Иисуса Христа Пресвятая Дева, оставаясь, согласно повелению своего Сына, на попечении святого апостола Иоанна Богослова (Иоанн 19:25-27), пребывала в подвигах поста и молитвы. Ко времени Успения Пресвятая Дева жила в Иерусалиме. За три дня до Ее кончины Ей явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В день кончины Божией Матери апостолы, кроме апостола Фомы, были восхищены на облаках из разных стран земли и собраны в Иерусалиме, где стали свидетелями Ее мирного преставления. Тело Богоматери апостолы погребли в Гефсимании, где покоились Ее родители и праведный Иосиф. На третий день после погребения Божией Матери явился апостол Фома и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но пречистого тела Богородицы в гробнице уже не было — там лежала только плащаница в качестве непреложного свидетельства Ее преставления. Господь, воскресший в третий день, воскресил в третий день и Приснодеву Марию.

Установление праздника Успения восходит, по-видимому, к традиции Иерусалимской Церкви, где этот праздник известен уже к 5 в. На Западе праздник Успения до 8 в. не был всеобщим. В 813 он стал обязательным для Франции. Однако и в 12 в. на Западе Успение уступало в торжественности дням особо чтимых святых.

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

Вика Оганесян. Аве Мария

 

Обычно каждый престольный праздник в городе Мглине и в селах начинался торжественным богослужением в церкви, куда помимо прихожан этой церкви собирались жители соседних сел и деревень, а после богослужения праздник всегда заканчивался многодневным пьяным разгулом не только прихожан этой церкви, но и всех прибывших на праздник родных и знакомых прихожан.

Borovikovskij Blagoveschenie

 

Владимир Боровиковский. Благовещение, 1825

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира. Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Это один их двунадесятых праздников в православном календаре. Данная подборка содержит репродукции полотен русских живописцев и стихи русских поэтов на тему Благовещения.

Вот как про «Благовещение» В. Л. Боровиковского в 1856 году написал поэт Владимир Бенедиктов:

Кто сей юный? В ризе света

Он небесно возблистал

И, сияющий, предстал

Кроткой Деве Назарета.

Дышит радостью чело,

Веют благостию речи,

Кудри сыплются на плечи,

За плечом дрожит крыло.

Кто Сия? Покров лилейный

Осеняет ясный лик,

Долу взор благоговейный

Под ресницами поник.

Скрещены на персях руки,

В сердце сдержан тихий вздох,

Робкий слух приемлет звуки:

«Дева, Сын Твой будет Бог».

Этот юноша крылатый —

Искупления глашатай,

Ангел, вестник торжества,

Вестник тайны воплощенья,

А пред ним, полна смиренья,

Дева — Матерь Божества.

Мамина молитва

 

Обычай посещать родных и знакомых в престольные праздники так глубоко укоренился, что стал даже традицией.

Традиция эта дошла даже и до наших дней, когда ни церкви, ни престолов, ни богослужений уже нет, а многодневное непробудное пьянство еще живуче в среде темных людей, чтущих эти престольные праздники.

Огромный приток молящихся в церковь в дни престольных праздников приносил духовенству большие доходы.

В своих проповедях они внушали верующим, что в награду за лишения в земной жизни они получат счастливую жизнь в раю, уготованную им по ходатайству перед богом тем святым покровителем, в честь которого они празднуют.

Тем самым церковь отвлекла верующих от борьбы за лучшее будущее на земле.

***

В 1664 году, как ранее было указано мною, под Мглином близ села Дрокова и Нивного в день победы над польскими войсками на лугу около реки Ипути пастухом была найдена икона Одигитрии божьей матери, которая впоследствии была перенесена в Успенский собор города Мглина. Церковники объявили ее явленной иконой и приписала ей чудодейственную силу помогать женщинам при трудных родах. Слово Одигитрия – значит путеводительница.

 

Chudotvornaya Ikona

Мглинская чудотворная икона Божией Матери. Из книги «Картины церковной жизни Черниговской Епархии из IX вековой ее истории. Киев. 1911

 

В 1664 году польский король Ян Казимир III проходил недалеко от Мглина. Он шел с Украины на Могилев, не ожидая встречи с русскими войсками. Но 28 июля в 3-х милях к западу от Мглина на берегу р. Ипути, вблизи с. Дрокова, поляков и литовцев встретили прибывшие из Брянска с войском русские князья-воеводы Иван Прозоровский и Юрий Борятинский и побили их в большом числе. «А в плен взяли полковников, иных начальников и рядовых солдат — 300 человек и обоз Михаила Паца взяли», — повествуют современники этого события. В этом сражении участвовали и мглинчане.

 

Сохранилось предание, что вскоре после победы пастух села Костеничи в пойме Ипути, между Дроковым и Нивным, недалеко от места боя нашел икону Пресвятой Богородицы, которая якобы помогла русским одолеть врага. Икону эту называют Одигитрия.

 

И. Т. Токмаков в своей книге «Историко-статистическое описание гор. Мглина» пишет, что икона Одигитрия была дана в благословение супруге черниговского князя Всеволода Ярославича, захвачена на Черниговщине поляками и брошена вблизи места боя. Внизу иконы Одигитрии сохранилась старинная надпись: «Року Божого 1664 мсетиса 2 сентября образ найден Пресвятой Богородицы... межи Дроково и Нивного, на болоте»...  

 

Некоторое время икона находилась в Костеничах, затем перенесена в церкви Мглина, а 2 марта 1832 года с религиозной торжественностью установлена в Мглинском Успенском соборе.

 

З. Е. Протченко. Земля Мглинская – родной край. - Брянск, 2002 г.

 

 

Odigitriya Novodevichij 1456 2a

Смоленская Одигитрия из Смоленского собора Новодевичьего монастыря, 1456

Мглинская чудотворная икона Божией Матери является списком со Смоленской иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия". По Церковному преданию, Одигитрия Смоленская была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

 

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425 г.г.) В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска, икона была торжественно, с крестным ходом, возвращена в Смоленск, а в Москве остались два её списка (копии). Один был поставлен в Благовещенском соборе, другой – в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России.

Православный календарь

 

Престольный праздник Одигитрии Смоленской в Новодевичьем монастыре

 

В канун Бородинского сражения 1812 г. был проведен молебен перед Смоленской иконой Богоматери Одигитрия.

 

Moleben 1812 2

Егор Зайцев. Молебен перед Смоленской иконой Богоматери накануне Бородинского сражения.

  

Одигитрия Смоленская

 

Эта икона праздновалась в Успенском соборе города Мглина 28 июля (ст. стиля) особенно торжественно при огромном стечении верующих и особенно женщин не только города Мглина и его уезда, но даже прибывших издалека.

Во время большого крестного хода вокруг собора, по установленному духовенством обряду, женщины бросали под икону льняные полотна в огромном количестве, которые сейчас же подбирались церковными служителями в свою пользу.

Большой денежный и материальный доход получало духовенство собора от праздника Одигитрии, от всех этих обрядов, этих памятников невежества.

«Религия есть один из видов духовного гнета» - так писал В.И. Ленин в своих бессмертных творениях. Православная церковь утверждала, что мир созданный всемогущим богом, неизменен, и все в нем разумно и вечно.

Бог всемогущ, всеведущ и вездесущ.

Он предопределяет судьбы всего живого.

Человек же от природы греховен. Бесправие, нищета, болезни, голод и всякие неурядицы в нашей жизни на земле – это наказание господне за наши грехи. Поэтому, чтобы искупить свою природную греховность, человек должен соблюдать церковные праздники и обряды, постом и молитвою совершенствоваться в христианской добродетели, то есть в кротости, смирении и покорности.

Если в мире все неизменно, следовательно, богатые и бедные, угнетатели и угнетенные всегда были, всегда будут, так как это установлено самим богом.

Поэтому выступать против существующего порядка – значит выступать против воли божьей. Эти мысли прекрасно отражены в одной духовной песне, которую нищие – калеки перехожие не так давно еще пели при всяком большом стечении народа в городе Мглине в престольные праздники, на базарах, на ярмарках, собирая вокруг себя толпы суеверных невежественных людей, которые, слушая этот духовный стих с сердечным умилением, не понимали смысла и значения того, с каким сарказмом, вместо земных благ, святые служители религии рекомендовали богу дать человеку только побольше праздников церковных, которыми он будет не только доволен, сыт и обут, но даже будет его поминовать и величать.

Когда нищие слепцы окачивали эту духовную песню, умиленные ею простодушные слушатели дарили этим певцам мелкие деньги, кто сколько мог.

Песня эта следующая:

Как вознесся Христос на небеса,

Расплакалась нищая братия,

Расплакались бедные – убогие, слепые и хромые.

         Уж ты истинный Христос царь небесный,

         Чем мы будем, бедные, питаться?

         Чем мы будем, бедные, одеваться, обуваться?

Тут возговорит Христос, царь небесный:

         «Не плачьте вы, бедные – убогие!

         Дам я вам гору золотую,

         Дам вам реку, да мёдвяную:

         Будете вы сыты да пьяны

         Будете обуты и одеты.»

Тут возговорит Иван да Богословец:

         «Вот ты истинный Христос, да царь небесный,

         Не давай ты им реки мёдвяные:

         Сильные, богатые отнимут;

         Много тут будет убийства,

         Много тут будет кровопролития.

         Ты дай им только свое святое имя:

                   Тебя будут помнити

                   Тебя будут величати.

         Будут они этим и сыты и пьяны,

         Будут и обуты и одеты.»

Тут возговорит Христос, царь небесный:

         «Ты Иван да Богословец,

         Ты Иван да Златоустый

         Ты умел слово сказати,

         Умел слово рассудити!

         На то и уста твои золотые.

Дам я этой бедной нищей братии

В мой и твой помин праздники частые!»

 

Помилуй мя, Боже. Псалом 50

 

Церковный хор. 33 Псалом

 

 

И подлинно: в быту наших предков церковных праздников и, так называемых, табельных царских дней, посвященных тезоименитству царей и членов их семей, было так много, что не только описать их, но даже перечилить их не возможно. Много также в году было и праздников, посвященных разным Иванам.

Все эти праздники зародились на почве темноты и невежества. Многие из них в нашем народе и по сей день.

Но люди, в своем стремлении к светлому будущему, стараются быстрее убрать со своего пути эти памятники невежества и освободить трудящихся от этих изуверских религиозных обрядов и обычаев, как от духовного гнета и духовного дурмана.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

no events

Сегодня событий нет

.