Не зная истории, нельзя знать, зачем мы пришли в мир, для чего живем и к чему стремимся                          В. Ключевский

2. Город Мглин Дебрянского (Брянского) княжества

Во второй половине XV века Литва долгие годы вела войны и захватывала западные земли русского государства. Великий князь московский Иван III (дед Ивана Грозного) в то время проводил политику объединения русских земель.

Иван III разрывает ханскую грамоту. Автор: Кившенко А.

А. Кившенко. Иван III разрывает ханскую грамоту.  История свидетельствует, что есть время для заблуждений и для истины: сколько веков Россияне не могли живо увериться в том, что соединение княжений необходимо для их государственного благоденствия? Некоторые Венценосцы начинали сие дело, но слабо, без ревности, достойной оного; а преемники их опять все разрушали. Даже и Москва, более Киева и Владимира наученная опытами, как медленно и недружно двигалась к государственной целости! Уставилось лучшее право наследственное; древние Уделы возвращались к Великому Княжению: но оно, снова раздробляясь на части между сыновьями, внуками, правнуками Иоанна Калиты, в истинном смысле все еще не было единым Государством; даже судное право, пошлины, доходы Московские принадлежали им совокупно. - Н. Карамзин, История государства Российского, том V

 

Видио Русь под гнётом Золотой Орды. Часть 1   

 

Почему Дмитрий Донской победил. Часть 2

 

                   

Прекрасно понимая значение выгодного положения этой, так называемой «Литовской Украины», Иван III, желая населить эти земли людьми, годными к ратному делу, не мешал спокойно жительствовать поселенцам, бежавшим от преследований власти и притеснения бояр, в надежде, что эти поселенцы в случае нападения врагов будут служить надежной защитой отечеству.

Так при Иване III место бывшего разрушенного татарами города Зартыя, основанного в IX веке на Северщине, после распада Киевского государства и разорения Новгород-Северских и Черниговских земель, начало быстро заселяться беглыми «вольными» людьми, преимущественно украинскими казаками, основавшими на месте разрушенного древнего города Зартыя новый город Мглин.

 Иван III

Иван III Васильевич. Гравюра из «Космографии» А. Теве, 1575 год.

Иоанн III принадлежит к числу весьма немногих Государей, избираемых Провидением решить надолго судьбу народов: он есть Герой не только Российской, но и Всемирной Истории. Не теряясь в сомнительных умствованиях Метафизики, не дерзая определять вышних намерений Божества, внимательный наблюдатель видит счастливые и бедственные эпохи в летописях гражданского общества, какое-то согласное течение мирских случаев к единой цели или связь между оными для произведения какого-нибудь главного действия, изменяющего состояние рода человеческого. Иоанн явился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом Государей возникала в целой Европе на развалинах системы феодальной, или поместной…

История не есть похвальное слово и не представляет самых великих мужей совершенными. Иоанн как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как Государь на вышней степени величия. Он казался иногда боязливым, нерешительным, ибо хотел всегда действовать осторожно. Сия осторожность есть вообще благоразумие: оно не пленяет нас подобно великодушной смелости; но успехами медленными, как бы неполными, дает своим творениям прочность. Что оставил миру Александр Македонский? - Славу. Иоанн оставил Государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовию и гордостию именуем нашим любезным отечеством. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии Моголов: Россия нынешняя образована Иоанном; а великие Державы образуются не механическим сцеплением частей, как тела минеральные, но превосходным умом Державных.  

Уже современники первых счастливых дел Иоанновых возвестили в истории славу его: знаменитый Летописец Польский, Длугош, в 1480 году заключил свое творение хвалою сего неприятеля Казимирова. Немецкие, Шведские Историки шестого-надесять века согласно приписали ему имя Великого; а новейшие замечают в нем разительное сходство с Петром Первым: оба без сомнения велики; но Иоанн, включив Россию в общую государственную систему Европы и ревностно заимствуя искусства образованных народов, не мыслил о введении новых обычаев, о перемене нравственного характера подданных; не видим также, чтобы пекся о просвещении умов науками: призывая художников для украшения столицы и для успехов воинского искусства, хотел единственно великолепия; силы; и другим иноземцам не заграждал пути в Россию, но единственно таким, которые могли служить ему орудием в делах Посольских или торговых; любил изъявлять им только милость, как пристойно великому Монарху, к чести, не к унижению собственного народа.  - Н. Карамзин, История государства Российского, том VI

Видео Иван III. Тайны одной из загадочных фигур в российской истории

 

Интересная и содержательная беседа об Иване третьем и его времени

  

В то время он входил в состав Брянского (Дебрянского) княжества, которое занимало обширную территорию. В него входила значительная часть нынешних территорий Черниговской, Курской, Сумской, Орловской областей и вся территория нынешней Брянской области.

 

В летописях впервые под таким названием город Мглин стал упоминаться в XIV веке, в связи с захватом его Литвой в 1379 году.

 Великое Княжество Литовское в 13-15 веках

 

Название города Мглина, возникшего несколько севернее разрушенного древнего города Зартыя, произошло, надо полагать, от слова «мгла». Разливы в то время широкой и полноводной реки Судынки в окружении дремучих лесов создавали «мглу».

Имеются и иные толкования происхождения этого названия города от слов «много глины».

Летом 1919 года, в бытность свою в Мглине, краевед профессор Селищенский, ознакомившись с местоположением и природными условиями города, читая лекции учительству Мглинского уезда, высказал свое мнение, что свое название Мглин получил от слов «много глины».

Я лично убежден, что это неверно. Во-первых, в этом случае он назывался бы «Глинск», а не «Мглин», и во-вторых, - я полагаю, что это понятие у профессора Селищенского сложилось от того, что в бытность его в городе Мглине в 1919 году в городе протекала не широкая и полноводная река Судынка,  а только речушка, носящая это название.

Не только дремучих лесов, но даже никаких лесов вокруг г. Мглина и даже вблизи его уже не было, и он их не видел. Посетив же имеющиеся в городе небольшие кустарные кирпичные заводы – «цегельни», он видел большие открытые карьеры глины. Находясь под впечатлением виденного, он мог высказать свое ошибочное мнение по этому вопросу. Это подтверждается даже и тем, что в XIV веке, когда город уже был под таким названием, глина, пригодная только лишь для строительного кирпича, не имела широкого применения, и никаких кирпичных заводов тогда не было.

Таким образом, не имея особого экономического или хозяйственного значения в то время, глина, пригодная только для строительного кирпича, не могла служить поводом дать имя городу, окруженному дремучими лесами.

Во времена монголо-татарского и литовского нашествий, непроходимые леса Брянского княжества были надежным убежищем для жителей, а устраиваемые ими в лесах лесные завалы – засеки служили для обороны крепостями и препятствиями для дальнейшего продвижения врагов. В XIV веке в результате татарского ига и обострившейся классовой борьбы, возникшей на почве поборов и притеснений простого народа со стороны бояр и князей, Брянское княжество попало под власть литовцев.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

no events

Сегодня событий нет

.