Не зная истории, нельзя знать, зачем мы пришли в мир, для чего живем и к чему стремимся                          В. Ключевский

Mihail-Chernigovskij-1Брянское княжество

 

Князь Михаил Всеволодович Черниговский. Рождение княжества

      После разгрома Вщижа весной 1238 г. монголами, Брянск и северная часть Черниговской земли в силу их недоступности остались практически нетронутыми войсками Батыя, что способствовало резкому возвышению Брянска и он становится столицей обширного княжества, включавшего разоренные Чернигов, Новгород-Северский, Вщиж, а также Стародуб и Трубчевск.

 

В этот период брянские князья, по традиции, еще продолжают называться черниговскими. В 1246 г. Михаил Всеволодович Черниговский – из рода Ольговичей, вместе с рядом других князей, был вызван в Орду.

 

Перед входом в шатер Батыя монгольские жрецы повелели ему пройти через священный огонь и поклониться их идолам, на что Михаил, как истинный христианин ответствовал: «Я могу поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу Государств земных; но Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». За отказ от поклонения по приказу Батыя князь был казнен. Гибели князя посвящено «Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора». Князя тайно похоронили верные ему приближённые, а затем его останки перенесли в Чернигов.

В 1572 году останки Михаила Черниговского после его прославления были перенесены из Чернигова в Москву. В 1772 году его мощи помещены в серебряную раку в Архангельском соборе. В 1812 году во время нашествия Наполеона серебряная рака была похищена и впоследствии заменена бронзовой.

 

  

 

 

SmirnovVS KnMihailChernВ. С. Смирнов. Михаил Всеволодович Черниговский(1179-1246) перед ставкой Батыя

 

 

 

Первый брянский князь Роман Михайлович

После гибели Михаила Всеволодовича Черниговское княжество перестало существовать – оно было разделено между четырьмя сыновьями погибшего князя Михаила, образовав самостоятельные, но подчиненные золотоордынскому хану княжества: Брянское, Карачевское, Новосильское и Тарусское.

Roman 0505Из этих новообразованных княжеств преобладающее значение имело Брянское, доставшееся старшему из четырех сыновей, Роману Михайловичу, который в 1246 г. перенес в Брянск епископскую кафедру из разрушенного Чернигова

В Брянск переселились дружина и двор князя, священнослужители и какая-то часть населения южных районов Чернигово-Северской земли, за Романом Михайловичем закрепляется великокняжеский титул.

Роман Михайлович Старый (1246-1288)

В начале это княжество было очень незначительно по своим размерам; оно занимало пространство не больше Брянского уезда: но благодаря энергии и завоеваниям Романа Михайловича оно вскоре далеко расширило свои пределы, так что к концу его княжения в 1288 г. Брянское княжество занимало большую часть земель Черниговского княжества.

Вне Брянского княжества остались только земли на верхней Оке (Карачев, Новосиль, Таруса) и в Посемье (Курс, Путивль, Рыльск).

Брянскому князю Роману Михайловичу удалось установить довольно хорошие отношения с Ордой, в результате чего золотоордынцы не совершили набегов на его земли. Еще более укрепил внешне­политическое положение княжества династический брак дочери Романа и волынского князя Владимира Ва-сильковича, заключенный в 1263 г.

Брянск к этому времени приобретает довольно видное место между городами юго-западной Руси; он становится главным оплотом наших западных границ, защитою их от нападений литовцев. Оплот этот был тем более важен, что литовцы с каждым годом становились более и более дерзки и беспрестанно врывались в русские владения. Пока был жив Александр Невский, они еще опасались беспокоить русские границы; но как только этого князя не стало – грабежи их сделались почти невыносимы. В самый год смерти Александра Невского (1263 год) Миндовг послал все свои войска на князя брянского Романа Михайловича.

Knyagestva 2

Карта удельных княжеств в XIIв.

Последний в это время праздновал свадьбу своей дочери Ольги с Владимиром Васильевичем, князем Волынским. Узнав, что литовцы уже перешли границу, Роман оставил пир, вышел в поле с своею дружиною и храбро сразился с неприятелем. Литовцы были разбиты. Сам Роман получил при этом легкую рану, но, вернувшись в Брянск, он от радости забыл о полученной ране и продолжал начатую свадьбу.

Роман Михайлович единственный брянский князь, о котором в летописи находим сравнительно много сведений. Этим он обязан, главным образом, родственным связям с волынскими князьями. Летопись (Галицко-Волынская) о нем отзывается сочувственно; она характеризует его как отважного, доблестного воина. Роман пользовался большим уважением и в среде князей - летописец, например, советует князю Владимиру звать Романа: "господине отче". Романа ценят и татаре. В 1275 г., перед решительной битвой с литовцами, они не хотят подступать к Новгородку без Романа и поджидают его.

Войны с соседями

Роман Михайлович не ограничивался одною защитою своего княжества от нападений литовцев. Иногда его оборонительный образ военных действий переходил в наступательный. В летописи, под 1275 годом, говорится об одном его походе, который предпринят был в самую глубь земли литовской. Причиною этого похода было следующее обстоятельство. Лев Галицкий, озлобленный вероломством Тройдена, князя литовского, который, вопреки договору, напал на его область Дрогичь, обратился к татарскому хану и к князьям русским за помощью. Хан сочувственно отнесся к Галицкому князю и дал ему свое войско; с татарами соединились Глеб Смоленский и Роман Михайлович Брянский, бывший родственником князей Галицких (Роман Михайлович был женат на дочери Даниила Романовича Галицкого). Союзники вторглись в литовские владения и дошли было уже до Новгорода, но тут в их войске произошли неурядицы. Дело в том, что Лев Галицкий не хотел делить славы с остальными князьями русскими: он не стал дожидаться, пока подоспеют Роман Михайлович и Глеб Смоленский, а один, с татарским войском, тайно от союзников, сделал приступ на Новгородок. Правда, он взял предместье города, но самая крепость осталась в руках литовцев. Роман Михайлович и Глеб Смоленский были сильно возмущены этим поступком. Раньше они думали, взяв Новгородок, идти дальше, внутрь страны, — теперь же, рассердившись на князя Галицкого, они отказали ему в помощи и воротились назад.

Поход, таким образом, не принес желанных плодов, он даже имел дурных последствий больше, чем хороших, потому что союзники русских - татары, возвращаясь в Орду, безнаказанно грабили русские села и отнимали у крестьян последнее имущество.

На обратном пути сын Романа Михайловича, Олег, также участвовавший в походе, заехал в Волынь к сестре своей Ольге Романовне. Владимир Волынский звал погостить и тестя своего Романа Михайловича, но последний отказался, говоря: "не могу оставить рать мою. Я в области неприятельской; кто приведет ее домой?".

Кроме войн с внешними врагами, Роман Михайлович известен еще своим походом на князя смоленского Александра Глебовича. Именно, в 1286 году он дошел до самого Смоленска, сжег посад и опустошил окрестности, но самой крепости взять не мог.

Еще более повысил престиж Брянского княжества перевоз сюда в 1288 г. из Киево-Печерского монастыря чудотворной иконы Богоматери, которая под именем «Свенской» стала духовной покровительницей Брянского края. С этой иконой связано основание Романом Михайловичем первого на Брянщине монастыря напротив устья речки Свинь.

Основание Свенского монастыря

В 1288 году князь был уже в преклонных летах и ознаменовал себя построением Свенского монастыря существующего до сих пор. Об основании этого монастыря предание говорить следующее.

Когда Роман Михайлович сделался стар, он заболел глазами и ослеп. Слыша, что от образа Печерской Божией Матери исходят чудеса, князь отправил в Киево-Печерский монастырь гонца с просьбою отпустить к нему на время чудотворный образ для испрошения исцеления. Архимандрит уважил просьбу Романа Михайловича и отправил на лодках в Брянск три иконы: Печерской Божией Матери, св. Николая Чудотворца и свв. Афанасия и Кирилла.

Посланные уже подъезжали к месту назначения, как вдруг в двух верстах от Брянска, лодка, на которой находились иконы, остановилась. Все усилия гребцов не могли сдвинуть ее с места. Пробившись бесполезно целый день, гонцы решили здесь заночевать. Когда же настала ночь, то лодка с иконами сама собою приплыла к правому берегу реки Десны и стала около того места, где теперь стоит Свенский монастырь.

Svenskiy Monastyry

Свенский монастырь

На другой день народ опять собрался к лодкам, чтобы пробовать продолжать путь; но каково же их было изумление, когда в лодках не оказалось ни одной иконы: все три образа исчезли ночью неизвестно куда. Начались деятельные поиски: иконы были найдены в разных местах, далеко друг от друга. Икона "Николая Чудотворца" — в селе Уты, в 48 верстах от Свенского монастыря, а икона "Афанасия и Кирилла" —в селе Лопашь - в 30 верст. Между прочим, икона Печерской Божией Матери стояла на ветвях высокого дуба на правом берегу реки Десны, близ того места, где в нее впадает небольшая речка Свинь.

Роман Михайлович, узнав о новом чуде, совершенном чрез привезенный образ, вместе с епископом, боярами и духовенством, пешком отправился к тому месту, где была найдена икона. Не доходя немного до заветнаго дуба, он остановился и обратился к Божией Матери со следующею молитвою: "О, Пречудная Владычице, Мати Христа Бога нашего! Дай ми, Госпоже, очима узрети свет и Твой чудотворный образ; елико узрю с места сего на все четыре стороны, толико придам к Дому Твоему и созижду храмroman mikhaylovich и обитель, идеже Ты возлюбила место".

Тотчас же после этой молитвы князь увидел тропинку, ведущую к дубу; (на том месте, где началось исцеление князя, был поставлен крест, а теперь там стоять монастырские врата и церковь в честь Сретения Господня). Около дуба (на котором стояла икона) князь, вместе с народом, опять начал усердно молиться о своем исцелении. Молитва их была услышана, и Роман Михайлович прозрел совсем.

Тогда икона была снята с дерева; самый дуб срублен, на его место поставили каменный столб и на столбе утвердили образ. После молебна, совершенного в благодарность за исцеление, Роман Михайлович, вместе со свитою, начал своими руками рубить деревья для закладки храма; храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Тут же положено было начало монастырю. Князь обнес его оградою, поставил игумена, дал ему денег на содержание обители, а сам возвратился в Брянск. Монастырь по имени реки Свини назван Свинским.

О дальнейшей судьбе Романа Михайловича нет никаких сведений; в родословных книгах говорится, что он был убит в Орде, но когда это было неизвестно. Карамзин пишет, что "сей Роман умер еще в 13 веке"

С его именем связывается время наибольшего процветания Брянского княжества.

Князь Олег Романович

Из потомков Романа Михайловича замечателен его сын Олег, во крещении Леонтий. Преемник и сын Романа, Олег (1288 – кон. XIII- нач. XIVв.), упоминается в Галицко-Волынской летописи под 1274 годом как участник похода против Литвы. В 1286 году участвовал в неудачном походе отца на Смоленск.

Олег, еще при жизни своего отца, оставил княжеский двор, постригся в монашество, под именем Василия и подвизался в основанном им Петропавловском монастыре. Когда он постригся в монашество, и когда основан этот монастырь — в точности неизвестно. Одни говорят - вскоре после похода на Литовцев, т.е. около 1275 года; другие же упоминают о нем гораздо позже, еще как о воине. Например, Соловьев говорит, что Олег участвовал в походе Романа Михайловича на Смоленского князя в 1286 году; следовательно, он поступил в монастырь еще позже. Год смерти его также неизвестен точно; полагают, что он умер в 1289 году.

Oleg Romanovich 2Святой благоверный Олег Брянский

Благодаря тому, что татары при своем нашествии на Русь не коснулись Брянска, и, благодаря отдаленности Золотой Орды, жители Брянского княжества не испытали всей тяжести монгольского нашествия. Им не пришлось переносить всех тех грабежей и насилий, от которых долго страдала юго-восточная Русь, а потому они жили гораздо покойнее. Благодаря этому, сюда стекался народ и из других княжеств. Так в 1299 году мы видим, что митрополит Максим, не вынося татарских насилий в Киеве, удалился в Брянск, отсюда уже он переехал во Владимир.

В Брянске же после этого наступают междоусобия. Брянские войска участвовали в походах ордынских и галицко-волынских войск против Литвы в конце XIII века.

В Ипатьевской летописи упоминается, что благоверный князь Олег в 1274 году вместе со своим отцом участвовал в войне против Литвы. Познав суетность земного счастия, он предоставил черниговское и Брянское княжества своему брату и его сыну, а сам решил служить Богу в иноческом чине. Он соорудил Петропавловскую обитель в Брянске, где принял постриг с именем Василий.
Церковные архивы свидетельствуют, что в этом монастыре благоверный князь скончался строгим подвижником 20 сентября 1307 года и был погребен в монастырском храме.
Вскоре после кончины князь Олег был канонизирован Русской православной церковью как святой благоверный Олег Брянский,

Рака с мощами преподобного была установлена в одной из церквей сооруженного им Петропавловского монастыря и почивала там столетиями. С началом безбожных гонений после 1917 года, мощи святого оказались в опасности осквернения. Бытует несколько версий тогдашних событий. По одной из них, когда в 1930 году Введенскую (ныне Петропавловскую) церковь, где хранились мощи, новые власти предали поруганию, настоятель епископ Даниил принял решение тайно захоронить раку с мощами. Спустя шесть с половиной десятилетий, работая над кандидатской диссертацией об истории брянских монастырей, священнослужитель Петропавловского собора отец Георгий решил узнать о судьбе святых мощей. В ходе розысков он нашел старушку, которая в молодости оказалась свидетельницей перезахоронения святого. Она указала примерное место - под алтарем.

10 августа 1995 года, благодаря усилиям специалистов-поисковиков, мощи святого князя Олега Брянского были вновь обретены. Пожертвования на гробницу собирали всем миром. Ныне святые мощи вновь покоятся в Петропавловском храме в богатой золоченой раке и доступны для поклонения.

По предположению Л.Войтовича, у Олега была дочь (Ольга), выданная замуж за одного из смоленских князей (Глеб Ростиславич), в результате чего по смерти Олега и его братьев в Брянске утвердились потомки Глеба Ростиславича Смоленского.

Междоусобная борьба князей за Брянский престол

Уходя в монастырь, Олег передал власть в Брянске и Чернигове своему брату и его сыну, имена которых неизвестны. Позже сильное брянское боярство и городское вече стали сами приглашать на княжение представителей младших или боковых ветвей Смоленского княжеского дома, иногда обращаясь по традиции к потомкам Романа из черниговской ветви. Условий, вероятно, было два: не передавать самовольно власть по наследству и не пытаться присоединить Брянск к Смоленскому княжеству. Вероятно, чтобы не умалять престижа города, бывшего при Романе и Олеге фактической столицей Черниговской земли, брянский «стол» не передавался представителям младших ветвей потомков Михаила Святого. Этот переход власти ознаменовался многими драматическими событиями в брянской истории, наглядно показавшими возросшую силу и самостоятельность городской общины и боярства, невозможность для князей руководить ими с позиции силы.

Брянское княжество находилось на пути к аристократической республике с выбор­ным князем, типа Новгородской или Псковской. Князья в нем меняются как в калейдоскопе, впрочем почти все они вплоть до 60-х годов XIV в. происходят из смоленской династии.

В 1309 г. в Брянске княжил Василий Александрович (из смоленских князей, правнук Ростислава Мстиславича). Известна его борьба из-за Брянска с князем Святославом Глебовичем, отнявшим было у него престол.

Василий не хотел уступить и отправился за помощью в Орду, которая, как известно, всегда старалась поддержать междоусобия внутри Руси, так как это ослабляло силу русских и давало возможность пограбить русскую землю. Поэтому, когда Василий явился в Орду, хан принял его сторону и дал ему значительное войско, с которым тот подступил к Брянску.

В Брянске в то время был митрополит Петр. Видя, что городу не устоять против ордынцев, последний советовал Святославу или совсем покинуть Брянск и бежать или помириться с Василием и поделиться с ним княжением. Но Святослав не послушался его совета; он надеялся на свое мужество и на преданность граждан: "брянцы меня не пустят, говорил он митрополиту: они хотят головы свои положить за меня". Святослав не хотел даже защищаться в городе, вышел в открытое поле и 2-го апреля дал сражение.

В самый разгар битвы, когда схватка перешла в рукопашную, брянцы вдруг изменили своему князю и побежали: Святослав остался один со своим двором. Измена "крамольников брянцев" не смутила храброго князя: он продолжал рубиться с татарами и сражался до тех пор, пока все окружающие его не были перебиты и пока сам он не пал под ударами неприятелей. Татары ворвались в город, и начался грабеж (переход брянцев на сторону татар не спас их от насилий варваров); за исключением церквей, которым Василий успел выхлопотать пощаду, все было предано огню и мечу. Петр митрополит затворился в церкви и этим только спасся от неприятелей

Утвердившись на Брянском престоле, Василий Александрович начал мстить тем князьям, которые помогали Святославу Глебовичу отнять у него Брянск. Особенно он был озлоблен против карачевского князя Святослава Мстиславича, который был ближайшим союзником Святослава Глебовича; поэтому, лишь только он завладел Брянском, как в том же году с татарским войском двинулся на Карачев. Город был взят, Святослав Мстиславич убит, а Карачевское княжество присоединено к его брянским владениям.

В Брянске трижды — в 1299, 1310 и 1340 гг. останавливались митрополиты Всея Руси, дважды безуспешно пытавшиеся предотвратить кровопролития в городе. Но воюя друг с другом, участвуя в междоусобиях внутри Руси, князья брянские тот-час же прекращали споры, как только являлась опасность с внешней стороны; они соединялись тогда с остальными русскими и этим оказывали им значительную помощь.

Особенно важно значение Брянского княжества для защиты южно - русских земель. Князья этих земель часто просили помощи у брянцев и нередко искали спасения за стенами их города. Так, в 1320 году, когда Гедимин литовский хотел отнять у Льва Юрьевича, князя луцкого, его владения — последний убежал в Брянск и просил у его князей защиты от опасного соседа.

Василий Александрович умер в 1314 году.

Последние брянские князья. Восстание веча и убиение князя Глеба Святославича

Междоусобная борьба ослабляет авторитет Брянского княжества, который начинает медленно падать. Этому в значительной степени способствовало соперничество между брянскими и смоленскими князьями.

Владетели обоих княжеств находились в родственных связях, и это родство нередко служило поводом к междоусобиям. Так в 1334 году возгорелась война между Димитрием Брянским (1314 – 1333) и Иоанном Александровичем, князем Смоленским. Война эта началась по следующему поводу. Димитрий раньше занимал Смоленский престол; но его согнал оттуда близкий родственник, Иоанн Александрович. Димитрий удалился в Брянск. Здесь он собрал значительное войско, призвал на помощь полчища татар и двинулся к Смоленску добывать потерянное княжение. Но эта попытка его не имела успеха. Иоанн Александрович успел укрепиться в Смоленске и с успехом отбил все приступы неприятелей. Димитрий принужден был заключить мир и возвратиться в свое Брянское княжество.

В Брянске его постигла почти та же участь, что и в Смоленске, - и этот престол он должен был уступить новому князю, именно Глебу Святославичу, двоюродному брату Иоанна Александровича Смоленского. Когда произошел этот переворот - в точности неизвестно, - но только раньше 1340 года, потому что в этом году в Брянске уже княжил Глеб Святославич (1333-1340). Судьба этого последнего была очень печальна.

В Брянске, как и во многих городах древней Руси, существовало вече, которое пользовалось некоторыми правами и ограничивало власть князя. Были ли эти народные собрания в Брянске буйны сами по себе или князь нарушил права граждан (летописцы об этом умалчивают), — только 6-го декабря (Николин день) 1340 года вече восстало против своего князя, силою вытащило его из церкви, где тот искал себе спасения, и предало его истязаниям. В Брянске в то время был митрополит Феогност: все его усилия прекратить бунт и спасти князя остались напрасными. Глеб Святославич был убит. Димитрий Брянский воспользовался смертью своего противника и снова занял свой престол. Этот Димитрий Брянский выдал свою дочь Евдокию за Иоанна Иоанновича II, впоследствии великого князя московского.

Начался период невзгод — мятежи, войны с литовцами, эпидемия «моровой язвы» — чумы, которая в некоторых странах Европы унесла в конце 40-х — начале 50-х гг. XIV в. до 50 % населения, городского прежде всего. Завершается этот период потерей Мстиславльским (1359 г.), затем Брянским и Карачовским княжествами своей независимости

Князь Василий, получивший ярлык на Брянское княжение от хана в 1356 г., был последним Брянским князем.

Падение самостоятельности и переход княжества под власть литовцев

Olgirdas 3До сих пор Брянское княжество было относительно самостоятельным. Но вот в Литве воцарился Ольгерд, князь храбрый и воинственный. Ольгерд объявил свои притязания на пограничные русские земли — княжества Брянское и Смоленское. В 1356 году он подступал к этим городам с сильным ополчением, но, однако, взять их не мог; обе области были при этом страшно разорены, а наследник брянского престола Иоанн Васильевич взят в плен.

В Брянске в это время княжил Василий Иоаннович, бывший, во время нашествия Ольгерда, в Орде. Узнав о несчастии, постигшем его сына, он поспешил возвратиться в свое княжество, но здесь скоро умер. В городе после его смерти наступили смуты, неурядицы: брянцы не хотели более сопротивляться литовцам и отворили ворота Ольгерду. Таким образом, Брянское княжество прекратило свое самостоятельное существование и перешло в руки литовцев, пробыв независимым 110 лет (1246-1356 г.).

Князь Ольгерд

Вопрос о характере взаимоотношений ° великих литовских князей с присоединяемыми русскими территориями, многоэтапность, постепенность самого процесса потери независимости является сложным и дискуссионным. Для большинства населения присоединение к Литве означало не усиление, а ослабление гнета, хотя бы за счет ликвидации ордынской дани. Отнюдь не все князья теряли свои престолы или, потеряв их, получали другие владения «из рук» великого князя Литовского. Феодалы же и города приобретали гораздо больше свобод, льгот и привилегий, чем имели, например, в Московском княжестве. Религиозного же гнета, в языческой Литве XIII— XIV вв. не было вовсе — наоборот, князья-литвины, получавшие земли в русской части Великого княжества (а они в итоге составили почти 9/10 его территории) должны были принимать православие.

Управление княжеством после этого перешло в руки Димитрия, сына литовского князя Ольгерда; потомки же брянских князей перешли на сторону московского государя: они являются деятельными помощниками русских князей в борьбе как с внутренними, так и с внешними врагами.

Dmitriy OlgerdovichДмитрий Ольгердович (ум. около 1389г.);

История упоминает о троих из них: о Романе Михайловиче, о Глебе и о Симеоне. Роман Михайлович является сперва сподвижником Димитрия Донского в его борьбе с тверским князем Михаилом Александровичем (1375 год), а потом в битве с татарами на Куликовском поле. От московского князя Роман Михайлович перешел на сторону литовского Витовта, который поставил его наместником в Смоленске. Судьба этого князя была печальна. В 1401 году смоляне восстали против Витовта, свергли его наместника и призвали своего законного князя Юрия Святославича; последний приказал убить Романа Михайловича Брянского, перебил местных бояр и воевод и казнил многих других жителей, не желавших признавать его законным государем.

Князь Глеб Брянский был также сподвижником Димитрия Донского в деле защиты земли русской: во время Куликовской битвы он стоял на левой руке и здесь, предводительствуя двумя полками — Владимирским и Суздальским, храбро отбивал приступы неприятелей. "Князь бо Глеб Брянский зело крепце биющеся и не даюше татарам одолевати", говорит про него Татищев.

О Симеоне же Брянском история говорит, что он пал под Тверью, при осаде ее Димитрием, великим князем московским.

Не одни князья уходили из Брянска; бояре брянские также поступали на службу к великим князьям московским. Так в 1409 году многие из брянских бояр переехали на сторону Василия Дмитриевича Московского. Александр Пересвет, герой Куликовской битвы, был родом из брянских бояр.

Источники и литература

  1. История Брянска / Под редакцией Дмитриева. 1894 год
  2. Иcтopия Бpянскoгo кpaя. Чaсть I. /Гopбaчев и др. –Бpянск: БГПУ, 200l
  3. Википедия
  4. Л.Войтович.  Князівські династії Східної Європи (кінець IX — початок XVI ст.):  склад, суспільна і політична роль. Історико-генеалогічне дослідження. — Львів: Інститут українознавства ім. І.Крип’якевича, 2000
  5. http://www.kray32.ru/bryansk019_07.html
  6. http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/kn15.htm
  7. http://www.vidania.ru/saints/zitie_romana_bryanskogo.html

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

no events

Сегодня событий нет

.