Не зная истории, нельзя знать, зачем мы пришли в мир, для чего живем и к чему стремимся                          В. Ключевский

История Свенского монастыря

                                                                        

Sven Monastyry 4Вид на монастырь с   северной стороны. Надвратная Сретенская церковь. Справа купола Успенского   собора.

 

Древнее сказание об основании монастыря

Основан в 1288 кн. Романом Михайловичем Черниговским в благодарность за чудесное исцеление его на сем месте от слепоты по молитве пред иконой Пресвятой Богородицы, известной в настоящее время под именем Свенской. Свенский монастырь является одним из древних и известных монастырей в России. Обитель расположена недалеко от места впадения в Десну речки Свени, вследствие чего и получила название  Свенской.

В 1288 году, когда Черниговский и Брянский  князь Роман Михайлович неожиданно стал слепнуть, он послал в Киево-Печерскую Лавру за иконой, исцелявшей недуги,  вместе со священниками и "архимандрита Петровского" (Брянского Петро-Павловского монастыря). ¶

"В лето 6796 (1288), - так повествует древнее сказание, - Благоверный Великий князь Черниговский Роман Михайлович, будучи в своей вотчине во граде Брянске, по Божиему изволению ослеп очами, и, слышав о чудесах исцеления, случавшихся от образа Пресвятой Богородицы Печерской и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских Киевских, послал гонца своего в тот Печерский монастырь с милостынею и прошением об отпуске той чудотворной иконы к нему в город Брянск, для испрошения от нее исцеления".

Печерский архимандрит, с согласия братии, отпустил к Благоверному князю со священниками икону на лодке рекою Десною. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит предание, «стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы немогуще загрести ни горе, ни в низ». Но едва провожавшие Святую икону сказали: "Проведем эту ночь в Свене реке", лодка пошла, и они заночевали на правом берегу.

Проснувшись, они пошли помолиться пред чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, но не нашли ее – икона исчезла. В поисках исходили все побережье, пока не нашли ее среди ветвей дуба, стоящего на самом высоком месте меловой горы у изгиба реки Десны.

Об этом чуде было донесено Благоверному князю Роману. Князь, сопровождаемый Епископом и священниками, отправился пешком к месту, где находилась икона. Дойдя до того места, где теперь стоит Свенский монастырь, вздохнув, он со слезами сказал: "О, Пречудная Владычице Богородице, Матерь Христа Бога нашего! Даруй мне, Госпоже, видеть очами своими свет и Твой чудотворный образ". Князь Роман дал обет на этом месте построить храм и монастырь, и дать ему столько земли, сколько увидит с этого места.

Прослышав о чудесном исчезновении и обретении привезенной иконы, князь Роман с родными, приближенными боярами и Брянским духовенством с воодушевлением направился к месту обретения образа. Подойдя к дубу, помолился и воскликнул со слезами: «О, Пресвятая Владычица, Госпожа, Дева, Богородица! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очима!». И в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего.

Osnovanie-Svenskogo-Monastyrja

Михаил Решетнёв. Основание Свенскогомонастыря, 2001

В ту же минуту он увидел небольшую тропинку и велел поставить Крест. Когда пришли к дереву, где стояла икона, князь громко сказал: "О, Пресвятая Владычице, Госпоже Дево Богородице! Услышь глас молитвы моей и дай прозрение очам моим!" После этой молитвы он прозрел и стал видеть лучше, чем прежде. Князь Роман приказал снять с дерева икону, но никто из простых священников не мог ее снять; только Епископ снял ее и поднес к князю. Приложившись к чудотворному образу, Благоверный князь повелел отслужить молебен. После благодарственных молитв князь, пообещав Богоматери отдать Ей в удел все, что теперь окрест видит,  стал собственноручно заготавливать лес для постройки обыденного храма. Вскоре был выстроен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Позже князь созвал братию, устроил монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом.

В рукописном сказе о Свенском монастыре говорится: "А дуб, на коем чудотворная икона явилась, епископ тогда же, разделя на части, роздал на благословение людям, и многие от него получиша исцеление." На месте явления чудотворной иконы, над пнем дуба, стоял каменный столб, и на нем был список чудотворной иконы. А в 1854 году, вместо каменного столба устроена чугунная великолепная часовня.

При этом случае и остававшийся 566 лет в столбе пень дуба, который ознаменован явлением на нем чудотворной иконы, раздроблен и разделен между братиею и благоговейным народом.

Достопримечательности и храмы Свенского монастыря

Первым построенным храмом Свенского монастыря стала деревянная церковь в честь Успения Богородицы, на обустройство которой Роман Михайлович выделил  достаточно злата и серебра. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.

С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Постройка вместо деревянной церкви каменного Успенского собора была осуществлена только при Иване Грозном. Рассказ об истории создания, уничтожения и возрождения этого великолепного архитектурного памятника Брянской земли приведен в конце данной страницы.

Sven13 Vanifantjev 1853-2

Н. Ванифантьев. Общий вид Свенского монастыря,1853 г.

Схема расположение достопримечательностей и храмов Свенского монастыря представлена ниже.

Skhema-Svenskogo-Monastyrja

Схема расположения объектов Свенского монастыря

Свенский монастырь 2015

19 мая 1566 года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами.

Cerkov Feodosiya Antjniya 2

Церковь Чудотворцев Феодосия и Антония Печерских

Приблизительно тогда же была построена каменная колокольня, для которой Иван Грозный пожаловал два колокола в 40 и 200 пудов.

Kolokolnya 3

Колокольня

Столповая колокольня Свенского монастыря стояла у юго- восточного угла монастырской соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, между теплой монастырской общинной церковью Антонии и Феодосия Печорских и казначейским корпусом на юго-востоке. Невысокая, но стройной грациозной конструкции колокольня имела девять больших зазвонного типа и "малых валовых" колоколов. Колоколов более крупных параметров она нести на себе не могла. Сравнительно небольшой 200 пудовый колокол , служивший здесь, видимо, "благовестным", стоял рядом на козловой арматуре, на земле.

Оригинальна строительная конструкция, архитектурный строй колокольни: с шатровым перекрытием, двумя рядами слухов по его скатам, с одним восьмигранным колокольным ярусом на двенадцатигранном нижнем при сохранении церковной маковки - главки южнорусского типа.

С достаточной долей вероятности можно утверждать, что облик колокольни в Свенской обители складывался с конца XVI века.

Многочисленные перестройки, следы которых несет на себе колокольня, выдают пристрастие монахов к моде. Так, двенадцатигранный нижний ярус, не соответствующий верхнему восьмигранному, - явная переделка, точнее "недоделка" начала XVII века, покончившая с часами "боевыми без перечасья", т.е. строго по моде времени, но скорее все-таки по обстоятельствам времени. Венчающая главка показывает наличие в теле колокльни церкви "под колоколы", видимо, весьма миниатюрной. О наличии такой церкви говорят периодические описи монастырского имущества, где она упоминается то как церковь Сергия Радонежского, то как церковь Владимирской Божьей матери. Невнимательное отношение исследователей к правомерности колокольни-звонительнице носить на себе в определенных случаях главку с крестом привело к тому, что столь яркий и ясный знак отмечался как "ошибочный".

В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону.

Не успел монастырь оправиться от нападения литовцев, как его постигла новая беда… Смутное время оказалось самым тяжелым периодом в истории этой святой обители. Во время продолжительной осады города в 1607 году монахи с жителями испытывали страшный голод. И вместе с тем история повествует, что наряду с другими во главе патриотического движения горожан стояли свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий, призывавшие жителей к самоотверженной обороне города и его святынь, терпению при перенесении бедствий и мужественной борьбе на крепостных стенах. Эти два старца и строитель Свенской обители Варсонофий украсили своими подписями знаменитый акт об избрании в 1613 году царем Михаила Федоровича Романова.

Черной строкой вошли в летопись Свенского монастыря 1660-е годы. 9 января 1664 года он подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами. «Под Брянск приходили крымские ратные люди, — сообщалось в записях обители, — и стояли в Дому Пречистыя Богородицы, в конец разорили монастырь и церкви пожгли“. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.

Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и др. всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Особенно был щедр набожный Иван Грозный, надеявшийся богатыми вкладами замолить свои личные утраты и злодеяния.

При Иване Грозном началось строительство каменных храмов вместо деревянных. Успенский собор монастыря был построен в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра. Он был покрыт серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.

Из новопостроек последующих лет значительной была трехкупольная Сретенская надвратная церковь. Официально считалось, что она возведена в 1694 году при Петре I, но в книге вкладов упоминается еще под 1678 годом. О ее местонахождении архимандрит Иерофей в своей известной книге говорил:  “Церковь Сретенская устроена на том месте, где ослепший великий князь Роман Михайлович, шедший из Брянска со священным собором к чудотворной явленной Печерской иконе Божьей Матери, по молитве, получил первое облегчение от болезни и слепоты и узрел стезю; и где в память этой милости Господней поставлен, был крест».

 

Sretenskaya Cerkovy 4

Сретенская церковь

Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее формы были выдержаны в том своеобразном русско-украинском духе XVII века, о котором одни говорили, что стиль занесен из России на Украину, другие — наоборот. Но точным было то, что барочные формы церкви очень живописны и нарядны.

В 1827 году церковь перенесла сильный пожар, сгорели "верхи, крыша и главы". Пришлось их делать заново, "поправлять стены", заливать вновь своды. В 1883 году был расписан северный фасад вместе с примыкающей к нему оградой. С восточной стороны в это же время пристраивается каменное помещение для привратников. Под церковью существовал погреб "для поклажи всяких казенных вещей". Церковь над северными "святыми" воротами имеет ярусное построение. Проходы и проезды в монастырь образуют первый ярус, а второй - собственно церковь. Основной этаж расчленен на три части, каждая из которых имеет верхнее продолжение в трех световых барабанах (два восьмерика и один, средний шестерик). Средний барабан, самый большой, отличается нарядным украшением наличников окон. Барабаны покрыты пологими шатрами, под которыми меньшие барабаны с куполами. Еще выше небольшие декоративные барабаны, увенчанные луковичными главками с крестами.

Здание церкви представляет собой оригинальный надвратный ярусный храм с трехчастным порталом, стилистически соединивший в своей архитектуре московское и украинское барокко. Он сооружен из кирпича, и буковых фундаментах. При реставрации восстановлена окраска стен в красный цвет с белыми деталями, сейчас в помещениях Сретенской церкви ведутся службы.

Ikonostas Sretinskaya 1

Иконостас Сретенской церкви

Но отдельные постройки не могли затмить картину бедственного положения Свенского монастыря. Поэтому царскому правительству пришлось принимать срочные меры для исправления положения. Во время борьбы Московского государства с польско-литовским Киево-Печерская Лавра, жалуясь русским государям на причиненные ей и ее владениям обиды и разорения от бесконечных набегов западных соседей, неоднократно просила себе какого-либо убежища в московских приделах. Посылая в 1680 году к царю делегацию с челобитной, конкретно указывала «пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску». В своей просьбе, ссылаясь на считающуюся ныне подложной грамоту великого князя Андрея Боголюбского, по которой «Монастыри Брянский, Новгородский (Северский), Черниговский, Елецкий подлежали до области монастыря Киево-Печерского». И хорошо осведомленный об истинном положении Свенского монастыря царь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал его к Киево-Печерской Лавре. Киевскому иеромонаху Иоанну Максимовичу (прославлен в лике святителей) наказано было описать все хозяйство и имущество Свенской обители с вотчинами, скотом и хлебными припасами.

Помимо церквей обитель имела 29 келий с проживающими в них 90 монахами и послушниками.

Поближе к ограде ютились хозяйственные постройки: конный двор с 114 конями и 16 жеребятами, скотный двор с 57 коровами. Для гостей и паломников были выстроены две гостиницы, одна из которых предназначалась для греков, приезжающих на Свенскую ярмарку.

Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.

Интересным памятником архитектуры, дошедших до наших дней, является построенная над западными ярмарочными воротами в виде пятиярусной башни Спасо-Преображенская церковь. Она возведена в 1742 году на средства брянского купечества. Здесь, вероятно, существовала более древняя церковь. На это указывает письмо в Синод одного из наместников монастыре а 1734 году. Какой была первая церковь, неизвестно, хотя вероятно, что она взята за основание постройки.

10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать ветхую Спасо-Преображенскую церковь над западными ярмарочными воротами и построить на ее месте новую.

И. Э. Грабарь считал автором Преображенской церкви, так же как и Успенского собора, И. Мичурина. Этот памятник архитектуры хорошо описан в книге М. Цапенко "По равнинам Десны и Сейма": "Композиция этой церкви очень оригинальна, ее четырехугольное основание имеет вид гульбища с открытой аркатурой мощных, даже грузных пропорций. Выше основания возведен основной массив, также четырехугольный, в котором помещалась церковь. Еще выше - восьмиугольный барабан, над ним такой же меньших размеров и небольшая завершающая главка. Основной массив наверху завершается фронтонами типично украинской формы и украшен декоративной лепкой точно такой, как это делалось в ту пору во многих строениях самой Киево-Печорской лавры. Но объемно- пространственная композиция памятника своеобразна и, насколько нам известно, аналогии не имеет".

Spaso Preobragenskaya Cerkovy 3

Спасо-Преображенская церковь

Указ на строительство Спассо-Преображенской церкви был выдан в 1734 году. На строительство ушло восемь лет. В 1797 году церковь капитально ремонтировали, при этом был "сломан весь нижний осьмерик", "вновь сделана палуба и по оной покрыто жестью". В 1842 году от сырости рухнуло гульбище, хотя еще в 1840 году над ним соорудили деревянный навес. В 1864 году Свенская ярмарка была переведена в Брянск. Вероятно, что в это время ворота под церквью ликвидировали. Опись 1897 года сообщает, что на их месте существовало помещение для пожарного обоза.

Строительство этой одноглавой церкви на средства брянского купечества длилось восемь лет. Освящена она была 29 июля 1742 года. Этот храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость. С нее открывался неповторимый вид на окрестности.

В одном из описаний говориться, что здесь был "иконостас гладкий, весь золоченный... и живопись в нем превосходной работы. Иконостас этот строили московские подрядчики: Иван Афанасьев, Никита Иванов и калужанин Михаиле Медведева."

Изменения коснулись даже колокольни: она была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, отлитым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.

Памятным местом обители был маленький каменный домик, стоявший напротив колокольни, неподалеку от Успенского собора. По местным сказаниям, в нем останавливался Петр I во время своего пребывания 22–24 октября 1708 года в Брянске. Его приезд был вызван необходимостью проверки городских укреплений и наблюдением за передвижением шведской армии к Стародубу и далее на Украину. Узнав в обители об измене гетмана Мазепы, отправился в с. Погребки, чтобы предупредить последствия измены. После Полтавской битвы приезжал в обитель опять, где отслужил благодарственный молебен за победу.

Домик был небольшой, всего в "три окна". Внутри него находился иконостас с древними иконами, великолепная изразцовая печь, мебель той эпохи и портрет Петра в рост, оставленный монастырю на память. С северной стороны домика был прибит царский герб, а под самой крышей издалека виднелась надпись: «В сем домике неоднократно пребывал преобразователь России».

Dom Petra I 2

Домик Петра I

До Великой Отечественной войны в областном краеведческом музее хранилась мебель из этого домика, некоторые вещи, которыми якобы пользовался Петр I. Но уникальная коллекция музея была разграблена немецко-фашистскими захватчиками. Не сохранился до наших дней и каменный домик царя.

Достоверно известно, что Петр I находился в Брянске 22 -24 октября 1708 года. Приезд царя был вызнан продвижением армии шведского короля Карла XII к Стародубу и далее на Украину. Он осмотрел верфь, где по его указу сооружали галеры, городские укрепления, запасы оружия, а вот был ли в монастыре, точно не известно. Петр I отправился в Погребки у Новгорода Северского, где стояли основные силы русской армии. Там к нему явился гонец от А. Д. Меншикова, сообщивший об измене гетмана Украины Мазепы. Церковная же легенда утверждает, что это произошло тогда, когда Петр I находился в Свенском монастыре. Предание гласит, что великий преобразователь России любил отдыхать в тени исполинского дуба рядом с монастырской стеной, любоваться открывшейся отсюда захватывающей картиной: уходящими вдаль лесами, сверкающими в лучах солнца мелкими озерами, серебристыми водами Десны.

В четырех различных местах монастырского сада были устроены колоссальные подземные кирпичные галереи с малыми и большими помещениями, доходившими иногда до семи метров в ширину и длину. В более древнее время они были соединены одним общим ходом с несколькими наружными входами. По мнению некоторых историков, эти кирпичные погреба были построены для хранения привозимых из собственных монастырских вотчин продуктов и товаров на Свенскую ярмарку. А в 1812 году в них от французов прятали свое имущество местные жители. Есть сказание, что под домиком Петра I находился подземный ход, связывающий обитель с Брянском и Белобережской пустынью.

Отношения Петра и служителей церкви были не безоблачными. Северная война потребовала мобилизации ресурсов, напряжения всех сил. Петр I приказал даже перелить церковные колокола на пушки. Во исполнение царского указа Свенскому монастырю пришлось в 1701 году отослать на Московский пушечный двор все медные котлы, предназначенные для варки кваса и пива, винокуренные кубы и даже медную посуду. Устные предания о пребывании Петра I в монастыре записаны лишь в XIX веке. Противоречия своего времени в них сглажены, а роль церкви в деяниях Петра I, его внимание к заботам монастыря явно преувеличены.

Постройкой в 1764 году каменной ограды, протяжением около 800 метров и высотой от 5,5 до 8 метров, Свенский монастырь получил свое архитектурное завершение. Эта ограда, прорезанная пилястрами и амбразурами, имела форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями, высотой от восьми до двенадцати метров.

Свенская обитель была также крупным землевладельцем. В пределах Брянского уезда ей с XVI века принадлежали шесть селений в Подгороднем стане, тринадцать — в Батаговской волости, шесть — в Пьяновской. А по ревизии 1744 года указывалось уже 37 селений и 16 тыс. крепостных крестьян. Монастырь также располагал собственными подворьями в Брянске и Карачеве. Крестьяне обрабатывали пашню, ухаживали за посевами, чистили пруды, рубили и вывозили лес и т.д. Ведь свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань. В довершение всего крестьяне платили еще оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами.

После секуляризации в 1764 году монастырских земель обители были оставлены лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота. И очень скоро свенские насельники почувствовали немалые финансовые затруднения. Дело дошло до того, что игумен Ираклий стал просить о сокращении числа монахов до двенадцати человек. Но получил отказ. Содержание иноков становилось все более скудным, и монахи стали самовольно покидать монастырь, ища для себя лучшей доли. Чаще всего уходили на Афонскую гору и Молдавию.

Изменения коснулись и храма во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, обвалившегося от ветхости в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу, слева, сделали пристройку для расширения ризницы. А в 1932 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой.

Но не только этим был богат Свенский монастырь. Как и все святые обители, он был не только оплотом веры, но и центром духовной культуры и просвещения. По описи 1681 года в его библиотеке насчитывалось 115 книг. Опись 1755 года называла 338 книг. В последней. Главной церковной описи 1893 года перечислялось уже около 1300 книг, среди которых было немало рукописей, старопечатных книг ХУ1-ХVIII веков, книги по истории церкви России и Византии, летописцы и проч.

Со Свенским монастырем было связано немало учеников и последователей Паисия Величковского, чьи большие заслуги в возрождении православной духовности во второй половине XVIII века стали основанием для отнесения его к числу святых. Среди них назывались иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и др., получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся схиархимандрит Моисей, бывший в 1809–1811 годах послушником Свенского монастыря, а позднее — наместником КозельскойОптиной пустыни.

На соответствующем уровне была и рядовая духовная братия — люди талантливые, трудолюбивые, много знавшие и много умевшие.

В начале 1900-х годов Свенский монастырь, насчитывавший сто монахов, владел 80 десятинами распашной и луговой земли, семью десятинами фруктового сада, являвшегося его главным источником дохода. Основной капитал обители составлял тогда 40 980 рублей.

Много было черных страниц в летописи монастыря, но все они бледнеют при описаниях полного разграбления и уничтожения в первые годы Советской власти. После известного декрета 1918 года знаменитый Свенский монастырь стал доживать свои последние дни.

На первых порах богослужение проводилось в Успенском соборе и церкви. Чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковку, а 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана губмузею.

В 1930 году бригада подрывников под руководством Я.П. Рыхлова взорвала Успенский собор. Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: летящие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища стерли с лица земли то, что было главной красотой Свенской обители. При взрыве пострадали церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на кирпич домик Петра I.

Прошли десятилетия. В 1970-х годах взялись, наконец, за восстановление монастыря. И в 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.

В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен молебен по случаю возвращения  обители Русской Православной Церкви. 16 октября 1992 года наместником был назначен архимандрит Никодим (Анискин).

Svenskiy Monastyry 2

Свенский монастырь в 2013 году

Успенский собор монастыря

Строительство Успенского собора связано с именем царя Ивана Грозного. Готовясь к Ливонской войне и к воссоединению с Россией украинских и белорусских земель, он укрепляет границы Русского государства. Свенский монастырь был и крупной крепостью, и важным религиозным центром, обладавшим такой святыней, как знаменитая икона Свенской Богоматери. Набожный царь не раз жаловал монастырскую братию щедрыми вкладами.

В центральном государственном архиве древних, актов в Москве хранится вкладная книга монастыря, которая начинается с записи 1561 года. В этом году по случаю смерти горячо любимой царем жены Анастасии был сделан вклад в 40 рублей. Это была большая сумма. Отличный боевой конь в те времена стоил 15 рублей.

В следующем году царь присылает 20 рублей вклада по случаю смерти своего слабоумного брата Юрия, а в память о смерти князя Дмитрия Вишнецкого монастырю жалуется сельцо Студениково с шестью деревнями в Белевском уезде. Основные же владения монастыря были расположены в Брянском уезде.

В 1565 году монастырь получает 50 рублей по случаю смерти дяди царя Василия Глинского. Щедрые дары царя и старые монастырские богатства позволяли развернуть строительство монументального собора.

Собор строился тверским зодчим Гавриилом Маковым. Строительство началось, вероятно, в начале 60-х годов. В 1564 году во вкладной книге собор упоминается уже как существующий, так как князь Иван Федорович Мстиславский - потомок Мглинско-Мстиславских князей, дарит собору 50 рублей денег "да к соборной церкви к каменной трое дверей железных". Одна из створок этик ворот из кованного узорного железа и поныне хранится в музее Коломенское в Москве.

Здание собора было четырехстолопным, трехаспидным на подклети. С трех сторон его окружали галереи - паперти. Царь Иван до конца своих дней не забывал о монастыре и монахах, которые должны были замаливать как личные утраты царя, так и его злодеяния.

Особая сумма в 100 рублей была внесена в монастырь "по сыне своем по царевиче по князе Иване Ивановиче" в 1582 голу после его убийства. Вплоть до своей смерти Иван Грозный делает щедрые вклады на помин души царевича: золотая корона с каменьем и жемчугами для иконы богоматери, золотые цаты, иконы в роскошных окладах, "три платка золотых" ценой 105 рублей, колокола весом в 40 и в 200 пудов.

В течение ряда лет Иван Грозный держал икону Свенской Богоматери у себя в Москве. В 1583 году он все-таки "отпустил" ее в Свень, пожаловав 107 рублей. Мучали царя сотни и тысячи "опальных и убиенных" им русских людей. Огромную, по тем временам сумму в 650 рублей, 6 образов в ценных окладах, 27 книг и тарханную грамоту, освобождавшую монастырь от всех налогов, жалует на помин души погибших.

Благодаря царским дарам снова был отстроен монастырь и обновлен собор, пострадавший во время польского набега в Ливонскую войну. Щедрое пожалование монастырь получал и от преемников Ивана Грозного, хотя и не в таких размерах. В тяжелые годы смутного времени монастырь и собор опять были сожжены поляками. Последним бедствием для него оказались набеги поляков во главе с Пацем и крымских татар в 1660 годах.

В конце XVII века в соборе создается новый иконостас, перенесенный позже в барочный собор. Однако его здание обветшало, треснули и начали распадаться своды и стены. В 1742 году наместник обители бил челом императрице Елизавете Петровне, прося о помощи в строительстве Успенского храма, так как все монастырские доходы еще со времен Петра I забирались «на войны со шведскою короною и Партой Оттоманскою». Челобитная была заслушана в Сенате, в присутствии самой царицы, после чего в Киево-Печерскую Лавру был послан запрос о нужной сумме. Свенские же монахи тем временем тщательно объезжали монастыри, пытаясь найти образец, по которому бы равнялись. По душе пришелся собор Донской монастырь, в чем-то похожий на старый развалившийся Успенский собор родного монастыря. И в 1747 году обратились с просьбой о составлении проекта и сметы к архитектору Н.А. Мичурину, находившемуся в то время в Киеве, где строил дом для приема императрицы.

Храм был заложен 30 июля 1749 года, однако окончено строительство было только  в 1758 году. Новый Успенский собор теперь имел два придела: во имя св. Захария и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон — ризалиту. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м., украсивший горнее место.

 

Uspenskiy Sobor 2

Успенский собор

В 1744 году путешествовавшая императрица Елизавета Петровна посетила Свенский монастырь. Успенский собор она застала в полуразрушенном состоянии и пожаловала на строительство нового храма 6 тыс. рублей золотом. Так началась новая глава в истории памятника архитектуры. В соответствии с царским указом от 3 апреля 1748 года деньги поступили в монастырь.

Успенский собор был заложен на высоком, ровном и безопасном месте в центре монастыря, 3 мая 1749 года свенские монахи направили в Киев прошение о разрешении строительства соборной церкви.

Имя архитектора, по проекту которого возводился Успенский собор, долгое время вызывало споры. Назывались имена крупнейшего представителя русского барокко Растрелли, московского архитектора И. Мичурина. Документы Центрального государственного исторического архива Украины позволяют утверждать, что уже в 1744 году И. Мичурин представил на рассмотрение проект и модель собора. Они оказались выдержаны в духе лучших традиций древнерусского зодчества. 30 июля 1749 года собор был заложен. Руководил строительными работами архитектор Иоганн Битнер.

Во время строительства возникли непредвиденные сложности. Новый наместник монастыря Гервасий нашел, что уже возведенные каменные столбы были обрублены, и само здание «перепорчено». Потребовалась, говоря современным языком, экспертиза проекта. И в начале 1752 года планы и модель собора отправляются в Петербург к оберархитектору Растрелли. Заключение специалистов оказалось однозначным: «переправки учинены весьма безрассудно ... по опасности того строения». Вскоре Гервасий получил отставку, постройка вновь была переделана, а дальнейшие работы велись строго по проекту И. Мичурина.

Архитектор И. Битнер стремился наверстать упущенное. Он ежедневно требовал на строительство до двухсот каменщиков, столько же кирпичников, четыреста пеших и до двухсот конных рабочих. В июне 1756 года «церковь постройкой возведена до кровли и своды закреплены». Но к этому времени И. Битнер умер. Руководство строительными работами было доверено крепостному архитектору Киево-Печерской Лавры Кондрату Стефанову, который в основном их завершил к осени 1757 года. В конце следующего года Синод выдал грамоту на освящение церкви.

Трудом тысяч крепостных за десять лет над зелеными крутыми берегами красавицы-Десны были подняты красные стены собора, увенчанные пятью огромными барабанами, несущими купола, центральный из которых был позолочен в 1800 году, и главы с крестами. Величественное архитектурное сооружение имело в длину пятьдесят два с половиной аршина (свыше 37 метров) в ширину - сорок два с половиной аршина (более 30 метров).

Собор украшали древние железные двери середины XVI века, отличающиеся интересной художественной работой. Внутри храма находился величественный семи ярусный иконостас XVII века с крупными резными фигурами вверху. Он был перенесен сюда из старого Успенского собора. Тонкая и сложная резьба раннего малороссийского барокко представляла значительный художественный интерес. Специалисты отмечали деревянную резьбу фриза над западными дверями, представляющую собой редкий образец старинной скульптуры, резьбу древнего игументского места конца XVI века или начала XVII века.

Монументальный, стройный Успенский собор, господствовавший над окрестностями, чьи изящные купала были видны издалека, а богатая внутренняя и наружная отделка отличалась высокой художественностью, был подлинной жемчужиной Свенского монастыря. К сожалению, время и люди не пощадили этот выдающийся памятник архитектуры.

О некоторых деталях строительства собора и его внутреннего убранства находим в книге настоятеля Свенского монастыря архимандрита Иерофея (1886г): «Для штукатурки церкви алебастр был покупаем в Москве и доставляем на подводах монастырских вотчинных крестьян. Пятьсот пудов чугунных плит для церковного пола пожертвовал брянский купец и железных заводов содержатель Никифор Никулин.

Таким образом продолжавшаяся в течении десяти лет постройка соборной Успенской церкви, с Божией помощью, кончена, и на освящение этого храма с двумя приделами 16 декабря 1758 года выдана от Святейшего Правительствующего Синода благословенная грамота.

О строении и освящении сея великой церкви была нарочно устроена на железном листе табель, на котором золотыми словами написано: «Благоволением, благословением, благопоспешеством Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы Отца, и Сына, и Святаго Духа сия Святая Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, ея Успения церковь при благополучнейшем государствовании Благочестивейшия Великия Государыни нашея Императрицы Елисаветы Петровны, Самодержицы Всероссийския, и при Наследнике Ея Императорскаго Величества, Внуке Государя Императора Петра Перваго Великаго, Его Императорском Высочестве, Благоверном Государе, Великом Князе Петре Феодоровиче и Супруге Его Императорского Высочества, Ея Императорском Высочестве, Благоверной Государыне Великой Княгине Екатерине Алексеевне, и при Его Императорском Высочестве, Благоверном Государе, Великом Князе Павле Петровиче, по благословенной Святейшаго Правительствующаго Всероссийскаго Синода грамоте 1749 года июля 30 дня основанная из Всемилостивейше от Ея Императорскаго Величества пожалованной суммы шести тысяч рублев, а притом и из монастырскаго прихода построенная и украшенная, освящена Святыя Великия Киевопечерския Лавры архимандритом Лукою Белоусовичем, который сию святую церковь тщанием своим неусыпным основал, строити начал и в совершение привел; а именно: освящен настоящий храм Успения Богоматерня месяца сентября пятаго, придельные: Святых Праведных Захарии и Елисаветы седьмаго, а Святых Первоверховных Апостол Петра и Павла тридцатаго числа 1759 года, при наместнике сея святыя обители, иеромонахе Ипатие Войцеховиче, премного в строении и довершении сея церкви потрудившемся».

В 1800 году, при игумене Мануиле, на соборно-монастырской Успенской церкви позлащен главный купол червонным золотом.

В 1930г, считая нецелесообразным использование здания Успенского собора для каких-либо хозяйственных или культурных нужд, а также учитывая кризис в строительных материалах (кирпиче), окружной исполком принял решение его разобрать. Собор был взорван.

Чудотворную икону Божией Матери передали Главнауке Наркомпроса на реставрацию, а оттуда - в Третьяковскую галерею, где она находится и в настоящее время. В 1992 году возродилась монашеская жизнь в Свенской обители.

С 2000 года возобновлен ежегодный Крестный ход со Свенской иконой Пресвятой Богородицы, который совершается теперь в самый день праздновании ей, 30 августа, и с 2004 года проходит из Свенского монастыря по городу Брянску к месту строительства Кафедрального Собора во Имя Святой Троицы.

В 2005 г были проведены первоочередные работы по разбору руин Собора и инженерно-археологическому обследованию фундаментов. В 2010 году был учрежден Попечительский совет по воссозданию Успенского собора Свенского монастыря.

25 октября 2011 года начаты работы по воссозданию Успенского собора.

Иконостас Успенского собора

Известно, что многие живописные работы в соборе выполнены крепостным художником Кириллом Холодовым, доставленным в Свенский монастырь из Киева закованным в кандалы. На помощь художникам в Свень были направлены и многие живописцы Киено-Печорской лавры.

Ikonostas Sven 3

Общий вид иконостаса Успенского собора

1-й ярус (местный ряд)

Mestnyj Ryad 2

Центральная часть. Царские Врата

Вправо

1.   Спаситель   2. Диаконская дверь:   Архангел Михаил 3. Успение Пресвятой   Богородицы  

Влево:

4.   Богородица    5.   Диаконская дверь: Архангел Гавриил   6. Свенская икона Б.М.   

Правый придел. Царские Врата

Вправо

1.   Спаситель 2. Диаконская дверь:   Царь Славы 3. Свв. апп. Петр и   Павел   4. Свт. Иоанн Тобольский  

Влево:

5.   Богородица    6.   Диаконская дверь: Благоразумный разбойник 7. Св. прп. Олег Брянский   8. Св. прп. Поликарп Брянский

Левый   придел. Царские Врата

Вправо

1.   Спаситель   2. Диаконская дверь:   Архидиакон Лаврентий 3. Свт. Николай   Мирликийский   4. Свв. прав. Захария и   Елизавета

Влево:

5.   Богородица 6. Диаконская дверь:   Архидиакон Стафан 7. Св. прп.   Александр Пересвет   8. Свт. Спиридон   Тримифунтский

2-й ярус (праздничный ряд) Праздники  

2 Yarus Prazdniki 2

Вправо от   центра

53.   Рождество Христово   54.   Обрезание Господне  55. Крещение Господне    56. Воскрешение Лазаря  57. Преображение Господне 58. Вход Господень в Иерусалим 59. Воскресение Христово    60. Вознесение Господне    61. Сошествие   Святого Духа на апостолов     62. Воздвижение   Креста Господня  63. Блгв.   Кн. Александр Невский   64. Блгв. Кн.   Даниил Московский    

Влево от центра:  

52.   Рождество Богородицы   51.   Введение во храм Пресвятой Богородицы     50. Благовещение Пресвятой Богородицы   49. Сретение Господне  48. Рождество Иоанна Предтечи 47. Богоматерь   и ученик у Креста    46. Снятие со Креста    45. Мироносицы у гроба    44. Успение Пресвятой Богородицы     43. Покров Пресвятой Богородицы     42. Благоверный князь Роман Брянский     41. Мч. Кн. Михаил Черниговский      

3-й ярус (Преподобные)  

3 Yarus Prepodobnye-2

 

По центру

Деисусный   чин 1. Спаситель на троне   2. Богородица, 3.   Пророк и предтеча Иоанн     4. Тайная вечеря   

Вправо

5.   Прп. Антоний Великий 6. Прп. Феодосий   Великий 7. Прп.   Савва Освященный 8. Прп. Иоанн   Лествичник  9. Прп.   Исаак Сирин 10. Прп.   МакарийВеликий 11. Прп.   ПахомийВеликий 12. Прп.   ПаисийВеличковский 13. Прп.   Мария Египетская  14. Прп.   Анна Кашинская    15. Прп.   Зоя Вифлеемская  

Влево:

16.   Прп. Антоний Печерский 17. Прп.   Феодосий Печерский 18. Прп.   Иов Почаевский 19. Прп.   ВарлаамХутынский 20. Прп. Сергий   Радонежский   21. Прп. Иосиф   Волоцкий 22. Прп. Нил Сорский 23. Прп. Серафим Саровский   24. Прп.   Евфросиния Полоцкая  25.   Прп. Александра Дивеевская    26. Прп. Нил Мироточивый  

4-й ярус (Мученики)  

4 Yarus Mucheniki 2

По центру

1.   Вмч. Пантелеимон (справа)   2. Вмч.   Георгий Победоносец (слева)  

Вправо

3.   Вмч. Дмитрий Солунский   4. Вмц.   Анастасия Узорешительница    5. Вмц. Екатерина    6.   Прмч. Вадим 7. Мч. Виктор   Коринфский 8. Мч. Трифон 9. Мч. Адриан 10. Мц. Наталия    11. Мц. Раиса (Ираида)   Александрийская    12. Блг. кн.   Глеб 13. Мц. Фотиния Палестинская  

Влево:

14.   Вмч. Артемий Антиохийский 15. Вмц.   Варвара  16. Вмц. Параскева Пятница  17. Вмц. Татиана  18. Прмч. Анастасий Персиянин 19. Мч. Валерий Севастийский 20. Мц. Галина Коринфская  21. Мц. Ирина Коринфская  22. Св.   диакониса Олимпиада Константинопольская  23. Блг. кн. Борис  24. Мц. Антонина Никейская

5-й ярус (Святители)

По центру

1.   Покров Пресвятой Богородицы   2.   Свт. Иоанн Златоуст (справа)   3. Свт.   Василий Великий (слева)  

Вправо

1.   Свт. Григорий Богослов  2. Свт.   Кирилл Александрийский 3. Сщмч.   КиприанКарфагенский 4. Свт. Иоанн   Милостивый 5. Свт. Григорий   Палама  6. Свт. Алексий, митр.   Московский   7. Свт. Иоасаф, епископ   Белгородский 8. Свт. Игнатий   Брянчанинов  9. Свт. Феофан,   затворник  10. Сщмч. Владимир   Киевский 11. Сщмч. Гермоген, Патриарх   Московский  

Влево:

12.   Свт. Григорий Нисский 13. Свт.   Афанасий Александрийский 14. Сщмч.   Валентин Интерамский 15. Свт. Петр,   митр. Московский 16. Свт. Димитрий   Ростовский 17. Свт. Феодосий,   архиепископ Черниговский    18.   Свт. Митрофан, епископа Воронежского    19. Свт. Тихон, Патр. Московский   20. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий)   21. Сщмч. Харалампий 22. Свт. Герман Казанский  

6-й ярус (Апостолы)

По центру

1.   Святая Троица    2. Святой   праотец Авраам (справа) 3. Святой царь   Давид (слева)   Под иконой Троицы 4. Серафим   5. Серафим

Вправо

6.   Ап. Петр 7. Ап. Андрей   8. Ап. и Ев. Матфей   9. Ап. Иаков Алфеев  10. Ап. Филипп 11. Ап. Фаддей 12. Ап. Матфий 13. Равноап. Константин 14. Равноап. Кирилл 15. Равноап. Владимир 16. Равноапост. Николай Японский  

Влево:

17.   Ап. Павел 18. Ап. Иоанн   19. Ап. Иаков Зеведеев  20. Ап. Фома  21. Ап. и Ев. Лука  22. Ап. Варфоломей 23. Ап. Симон Кананит 24. Равноап. Елена    25. Равноап. Мефодий 26.Равноап. Ольга    27.Царица Тамара Грузинская  

7-й ярус (Праотцы и пророки)

По центру

Распятие 1. Спаситель на кресте   2. Богородица   3. Апостол и Евангелист Иоанн  

Вправо

4.   Адам (малый образ)   5. Моисей 6. Авель (малый образ) 7. Илия    8. Иона (малый образ) 9. Иезекииль 10. Ной (малый образ) 11. Даниил   12. Софония (малый образ) 13.   Аввакум  

Влево:

14.   Сим (малый образ) 15. Аарон 16. Мелхиседек (малый образ) 17. Соломон   18. Иов (малый образ) 19.   Исаия  20. Иаков (малый   образ) 21. Захария  22. Наум (малый образ) 23. Самуил  

Итого всех икон – 171. Можно утверждать, что иконостас Успенского собора – это наглядная иллюстрация к истории Православной церкви России.

Предания о Чудотворной иконе Свенской Богоматери

Свенская икона Божией Матери - древнейшая Святыня Брянской Земли. ¶Она была перенесена во град Брянск из Киево-Печерского монастыря в конце XIII века. Эта икона, размером 68 на 42 см, изображает Пресвятую Деву, Матерь Божию, восседающую на золотом троне.

Предание гласит, что чудотворная Печерская Свенская икона писана преподобным Алипием, иконописцем печерским который учился живописному художеству у константинопольских живописцев, около 1088 года расписывавших великую церковь Киево-Печерского монастыря. А что эта самая святая чудотворная икона славилась уже с 1208 года, о том свидетельствует и история российской Церкви.

Пресвятая Богородица изображается на Свенской иконе величественно воссеающей на золотом возвышенном троне, который поставлен на особом амвоне в одну ступень. Правая стопа Матери Божией стоит на небольшом камне, а левая покоится на амвоне. На коленях Пресвятой Девы восседает Предвечный Младенец, Господь наш, Иисус Христос и благословляет. Пречистая Богородица держит Своего Божественного Сына обеими руками.

По обеим сторонам трона Владычицы на особых возвышениях стоят Печерские чудотворцы: с правой стороны - Преподобный Феодосий, а по левую - Преподобный Антоний, - оба со свитками в руках. На свитке у Преподобного Антония написано: "Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника". На свитке у Преподобного Феодосия написано: "Владыко Господи Боже… возгради дом Пречистыя Своея Матери мною рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшного в хвалу и славословие Тебе". На свитке преподобного Антония можно прочесть: «Молю, убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имамы в сем Господа помощника». Преподобный Антоний представлен в полной монашеской схиме, а Преподобный Феодосий изображен в мантии и епитрахили, без клобука, с открытою главой.

Svenskaya 2

Свенская Икона Божией Матери

Через некоторое время после основания монастыря оклад чудотворной иконы обломался. Вследствие просьбы Свенского игумена переделать оклад, царь Иоанн Васильевич велел принести икону в Москву и переделать оклад, прибавив много золота, серебра и драгоценных камней. Оклад сделали через три года и икону с молебствием возвратили в Свенский монастырь.

Много чудес совершалось и совершается от этой Святой иконы. Особенно замечательны из них следующие.

В 1566 году в Свенской обители заложили храм и через год выстроили его. Своды новопостроенного храма упали, но игумен Мартиниан с братией вышел из него невредимым. Однажды к обители подошли иноплеменники с намерением разорить ее, но Царица Небесная не допустила их: нападавщие вдруг были все ослеплены и все сокровища, взятые ими, были возвращены в обитель. И в другие времена неприятели подходили к Брянску, чтобы разорить его и жителей взять в плен, но каждый раз Царица Небесная не допускала их.

В 1673 году из города Трубчевска к чудотворному образу Богоматери привели земледельца Потапия, который так сильно бесновался, что едва могли удержать его. Как только отслужили молебен, он получил исцеление и постригся в Свенской обители в монашество.

В 1677 году 20 ноября теплый каменный храм Преподобных Антония и Феодосия Печерских разрушился, но Царские Врата и Святые иконы были найдены в Алтаре неповрежденными. Образ Воскресения Христова, лежавший на аналое, на третий день после разрушения храма был найден под кирпичами в щебне, также целым, между тем как аналой совершенно был раздавлен.

В 1812 году, во время войны с французами, их полчища подошли к городу Брянску и грозили разорить его. В это время благочестивые жители города Брянская обратились с усердной молитвой к Царице Небесной, единственной Помощнице и Утешительнице во всех несчастиях. Взяв Ее чудотворный образ, обошли с ним вокруг города и вскоре получили известие, что в то время, когда в Брянске молились, неприятельские полчища возвратились назад. В благодарность за избавление от неприятеля брянские граждане со всем духовенством опять подняли икону Божией Матери и Крестным ходом обошли город, и в это самое время получили известие об изгнании французов из Москвы. В память этого заступления Пресвятой Богородицы жители города Брянска установили каждый год совершать крестный ход 11 августа, для чего накануне этого дня приносили Святую икону в город Брянск, в городском соборе совершали всенощное бдение, а утром после Божественной Литургии обходили вокруг города с чудотворной иконою, крестами, иконами и Святыми хоругвями из всех храмов и со всем городским духовенством и затем возвращались в собор. Перед вечернею народ приходил в собор и с честью и славою провожал чудотворную икону в обитель. В память избавления от французов в 1815 году устроили новую золотую ризу на икону Божией Матери.

В 1830 году Екатерина, младшая дочь Ивана Яковлевича Климова, купца города Брянска, семь недель сильно страдала глазной болезнью и затем ослепла. В мае месяце во время болезни девица Екатерина слышала голос, повелевающий принести в их дом из Свенского монастыря чудотворную икону. Узнав об этом, Иван Яковлевич Климов попросил принести Святую икону 19 мая 1830 года. На другой день принесли к нему Свенскую икону, отслужили перед нею молебен и освятили воду. Когда слепую подвели приложиться к Святому Кресту и окропили Святой водою, она немного прозрела. Но когда подвели ее приложиться к Святой иконе, больная прозрела и совершенно исцелилась от сильной боли. "Батюшка, батюшка! Я теперь все вижу, - радостно воскликнула несчастная, - и боли нет. Пусти, голубчик, нести образ". Но ей это не позволили. Свидетелей прозрения и выздоровления девицы Екатерины было десять человек.

В 1840 году Карачевская помещица Александра Ивановна Гринева сообщила: "Я от простуды получила сильное воспаление в глазах и почти слепоту, и рожу на голове и на всем лице, страшно больно и невыносимо мне было смотреть на свет, а более на огонь; я должна была ходить с вожатым, и накрыв совсем голову и лицо; это продолжалось до октября. Во время Свенской ярмарки я, узнав об исцелении от глазной болезни при Святой Свенской иконе Божией Матери, просила отвезти меня туда. Ехали мы день и ночь, так как я не выносила скорой езды. На пароме перевезли нас прямо к монастырю. В это время служили раннюю обедню; меня ввели в церковь и поставили сзади всех, чтобы не видать мне света от свечей; боль была невыносимая. После Литургии понесли Святую икону в лавку, я шла сзади, взяв с собою полотенце и стакан. Мне подали Святой воды, которую освящали в лавке; я помочила глаза и все лицо: в ту же минуту боль утихла; я сбросила покрывало с лица, уже не чувствуя никакой боли; опухоль прошла, и я совершенно была исцелена. При этом дали мне на дорогу бутылку Святой воды: я ею умывалась, и воспаление и боль совершенно окончились и более не возвращались, по милосердию Матери Божией, совершившемуся надо мною пред чудотворною Свенскою иконою. Что свидетельствую по чистой совести и подписуюсь: Карачевская помещаца Александра Ивановна Гринева". Далее она добавляет: "Тотчас после моего приезда домой я нашла у своего дворового человека Стефана Бедреева трехлетнего сына Андрея, совершенно ослепшего от оспы и отправила больного с его отцом в Свенский монастырь. Ослепший Андрей совершенно исцелел в монастыре, и доселе находится в военной службе".

В 1846 году брянский помещик Владимир Ростилавич Демидов изготовил на золотую ризу Свенской чудотворной иконы Божией Матери драгоценную бриллиантовую корону с сиянием из крупных бриллиантов, также бриллиантовые звезды на плечи Приснодевы, венец и нарукавники Предвечного Младенца.

Благочестивые брянские жители очень чтили Свенскую икону и во всех важных обстоятельствах своей жизни усердно молились перед нею. Вступали ли в брак, отправлялись ли суда в далекое плавание, или обозы шли с товарами, в радостях и печалях, - всегда приходили в Свенскую обитель и усердно молились перед Святою иконой Божией Матери.

Часто благочестивые граждане города Брянска и жители окрестностей и других мест принимали в свои дома Святую икону Божией Матери. Издревле поднятие чудотворного образа совершалось так. Когда желающие поднять Святую чудотворную икону приходили в обитель, начинался соборный благовест в большой колокол с переводом и во все колокола. Настоятель с братиею шли в храм; собирались и жители соседних сел. Настоятель с собором братии в облачении выходил из Алтаря, становился пред чудотворным образом и благословлял начинать молебен. Во время пения тропаря два иеромонаха брали Святую икону и выносили ее из храма. Настоятель, иеромонахи и весь народ шли за нею. По выходе за монастырские ворота, при звоне колоколов и пении стихир, иеромонахи со Святою иконою останавливались на площади лицом к обители. Настоятель стоял пред чудотворным образом с Крестом в руке, а иеродиаконы с кадилами. Иеродиакон произносил ектению, и бывал отпуст. Настоятель прикладывался к иконе и просил Царицу Небесную не покидать обитель, затем давал приложиться ко Кресту поднимавшим Святую икону. Получив благословение, подъемлющии в свой дом чудотворный образ, принимали его от иеромонахов. Иеромонах, назначенный для сопровождения Святой иконы, принимал от настоятеля Крест. Затем отправлялись в путь при пении и колокольном звоне, а настоятель с братиею возвращались в обитель.

В городе Брянске и в селах, когда несли чудотворную икону, в храмах звонили во все колокола, и благоговейные христиане встречали и провожали ее с радостию и трепетом, воздавая почитание Самой Царице Небесной. При встрече и проводах Свенской иконы падали на колени, ложились на землю, клали под Святую икону грудных младенцев, подводили отроков, чтобы над ними пронесли чудотворный образ. Это время было праздником для всего селения: дворы, улицы и площади чисто подметались, избы украшались.

Так же торжественно провожали Святую икону в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходили из монастыря навстречу Святыне. При звоне во все колокола настоятель кадил чудотворный образ, принимая Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи принимали Святой образ от Богомольцев. В храме икону ставили на место, диакон произносил ектению, затем был отпуст и целование Святого Креста и чудотворного образа. В соборном монастырском Успенском храме чудотворная икона Божией Матери занимала первое место в иконостасе по правую сторону Царских Врат, а в теплом храме для нее было устроено особое место.

В Свенском монастыре находился очень древний список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Эта Святая икона была украшена золотой ризой, той, которая прежде была на чудотворной иконе и устроена в 1778 году при игумене этой обители Никодиме. При этой же ризе находились жемчужные украшения, приложенные в 1583 году к чудотворной иконе царем и великим князем Иоанном Васильевичем при возвращении ее из Москвы в обитель.

Заметим, что подобно тому, как торговля не может обходиться без рекламы, так и церковь для укрепления веры нуждается в сказаниях, легендах и преданиях. При этом священники не всегда интересовались насколько приводимые ими чудеса и предания соответствуют действительности, что не только не укрепляло веру прихожан церкви, как это считали служители культа, а напротив, скорее разрушало ее и во многом способствовало событиям в истории Православной церкви России, последовавшим после 1917 года. Большевики, объявив религию «опиумом для народа» и предложив более земную и понятную цель – коммунизм, как счастливое будущее всего человечества, –   не только реквизировали церковные ценности, но и разрушили многие монастыри и храмы, не задумываясь, что фактически они уничтожают культурно-историческое наследие страны. И что же народ? А народ, как всегда, «безмолствовал».

Впервые подобный слом духовной матрицы народа был осуществлен в связи с принятием на Руси христианства. Переход от язычества к православию был осуществлен таким же образом – языческие боги и символы уничтожались, на месте древних капищ и святилищ возводились церкви и храмы, а язычников называли «погаными». Так погибла культура дохристианской Руси. Борьба между язычеством и христианством затянулась на столетия, вплоть до монгольского нашествия, ослабляя духовную силу народа, что в итоге и привело к вассальной зависимости Руси от Золотой Орды.

Источники и литература:

  1. Игумен Алексий (Тюрин).  Из истории Свенского монастыря
  2. Архимандрит Иерофей. Орловские епархиальные ведомости, №6, 1865 год
  3. Кизимова С.П. и Зубова Е.М. По следам святых обителей М.: 1995
  4. Интернет страница Свенского монастыря http://svensky-mon.narod.ru
  5. В. Алексеев Свенский Свято –Успенский монастырь M.: 1999
  6. Брянский край. О Свенской чудотворной явленной иконе Божией Матери
  7. Успенский собор Свенского Успенского монастыря. http://svensky-mon.narod.ru
  8. Икона Пресвятой Богородицы Свенская (Печерская). http://www.kray32.ru/bryanskiy008_01_11.html
  9. Святый источник. http://svyato.info/brjanskaja-oblast/brjanskijj-rajjon-brjanskaja-oblast/selo-suponevo-brjanskijj/6751-bryanskii-svjato-uspenskijj-svenskijj-monastyr.html
  10. Сайт http://www.filokartist.net/forum/viewtopic.php?t=1035.

Комментарии   

0 #1 настоятелиРаиса 15.04.2016 08:20
перелистала все о Свенском Успенском монастыре.,но вся информация упирается толькоко в строительство- тогда-то построили то, тогда-то это. и в архитектуру. О людях, и конкретно о настоятелях монастыря практически ничего. Странно, до 1800 года упоминаются все по годам служения, начиная с 1800 года так, мизерными кусочками..Упом инается Христофор (Эммаусский), но он никогда не служил и даже , если правильно поняла не был даже в этом монастыре, тем более на 1804 год он был совсем ребенок и естественно не мог быть там игуменом.Меня же интересует, кто же все-таки был игуменом в период с 1800г по 1811 год. Ничего не нашла. Ничего не говорится о служении этих людей. Все стройка да архитекторы. А где игумены? Сохранилось одно-два и все. Этот пробел невозможно заполнить?
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

no events

Сегодня событий нет

.