Не зная истории, нельзя знать, зачем мы пришли в мир, для чего живем и к чему стремимся                          В. Ключевский

Дорготовцева Елена

Воспоминания о школе …

 

Dorgotovceva 1 2

Дорготовцева Елена Никитична

Об авторе

 

Окончив школу, поступила в Новозыбковский пединститут на филологический факультет, отделение иностранных языков. Получила направление в Погарскую среднюю школу, где проработала 37 лет.  Вела французский и английский. Была все время классным руководителем.   По домашним обстоятельствам пришлось на пенсии переехать во Мглин.  Преподавала иностранный язык во второй школе г. Мглина. Имеет звание Заслуженный учитель РСФСР.

 

Как бы дорога нас в жизнь не вела,

Но каждый пойдет по своей.

И каждая, знаем, начало брала

От школьных знакомых дверей.

 

Постараюсь изложить всё просто, честно, ничего не сочиняя и не выдумывая.

Начну с небольшого предисловия.

Пока не появилась во Мглине вторая средняя школа, все ученики были выпускниками средней школы № 1, в наше время она имела другой номер – 75.

Мы окончили школу в 1962 году, вместо 1961 года, но все по порядку…

В 1958 году, окончив семилетнюю школу № 76, директором которой был Иванцов Никифор Иванович, перешли мы в 8-ой класс средней школы № 75.

В нашем классе изучали английский язык, а в другом – немецкий.

Нам был присвоен литерА (8А класс).

Класс был достаточно большим, около 30 человек, и находился он на втором этаже. Занимались мы во вторую смену. Группа девчонок любила приходить в школу задолго до начала занятий, но на второй этаж нельзя было пробраться просто так до конца смены. Дежурная техничка не разрешала это делать, чтобы не мешали своим шумом вести уроки. И тогда мы приспособились проникать туда во время последнего перерыва. Притаившись в уголочке, любили общаться друг с другом.

Наступил следующий учебный 1959 год. Он был знаменателен для нас тем, что тогда нам пришлось пережить первую школьную реформу, хрущевскую. Смысл её заключался в следующем: ученики должны были получать не только среднее образование, но и профессиональное. Занимались 5 дней, а 2 дня в неделю овладевали навыками какой-то специальности…

Мальчики, например, столярничали, девочки изучали швейное дело, некоторые посещали библиотеку, постигая библиотечное дело.

В результате реформы мы вместо 10 лет проучились 11. И поэтому в 1961 году выпуска не было. И в нашем классе вместо 30 осталось всего 11 учащихся (10 девчонок и один юноша), в другом классе осталось 19 человек, в таком составе мы и проучились с 9 по 11 класс…

Почему так? В классе были разновозрастные ученики, жили тогда люди небогато. Ведь война закончилась всего 14 лет назад.

Ruev 2

Яков Ефремович Руев

Поэтому многие забрали документы, одни перешли в вечернюю школу, другие поступили в техникумы или училища, а третьи просто начали трудовую жизнь. В то время безработицы в стране не было…

Школа решала важную задачу: растила и воспитывала достойных граждан своей страны.

Директором школы был опытный руководитель и прекрасный педагог Яков Ефремович Руев. Мы считали, что он в совершенстве владел предметом и сумел привить нам любовь к литературе, русскому языку и родному слову. Не позволял нам коверкать язык. Это он научил нас уважительно называть друг друга Ваня, Аня, Надя..., а не «Ванька», «Анька», «Надька»., подчеркивая, что раньше «ваньками» называли прислугу. Благодаря ему, мы научились серьёзно относиться к классической литературе. Читали её не в пересказе, а в подлиннике, научились анализировать, писали сочинения, делали выводы, подтверждая цитатами из произведений. До сих пор помню, как получила двойку за то, что характеризовала салон Анны Шерер по критическому учебнику Флоренского, а не по роману Л. Н. Толстого. А на следующем уроке за характеристику образа М.И. Кутузова уже по роману, с соответствующими цитатами и получила пятёрку. Двойки было стыдно получать.

Алгебру и геометрию вела Екатерина Даниловна Долженко. Эти сложные предметы она умела объяснить доступно. Не знаю, знакомят ли учащихся сейчас с таким понятием, как «необходимое и достаточное», но то, как и что об этом нам говорила Екатерина Даниловна, память хранит до сих пор. Она была и классным руководителем у нас в 10-11 классах. Мы часто обращались к ней с разными своими проблемами. Выслушав нас, она спокойно объясняла в чем мы не правы, и мы успокаивались.

 

 

Dolgenko 3a

Екатерина Даниловна Долженко

 Derevyanko 2

Тамара Арсентьевна Деревянко

Химию преподавала Тамара Арсентьевна Деревянко. Очень часто её уроки были похожи на что-то волшебное, когда она брала 2 пробирки с прозрачной жидкостью и влив в одну из них другую, получала жидкость розового цвета. Ну разве это не волшебство!? Не забыто ее требование зажигать спичку перед опытом, потерев её не от себя, а к себе, в целях безопасности. К нам она всегда обращалась на «вы». Проявление уважения к нам, восьмиклассникам – нас вначале удивляло, но было приятно.

С историей нас знакомили Матрёна Исааковна Сергеенко (8-9 классы), в 10-11 классах – Мария Дмитриевна Снытко. Они были эрудированы, интересно вели уроки, рассказывая об историческом прошлом нашей Родины и других стран мира.

В мир географии нас вводила Анна Игнатьевна Левкина. Она была добрым человеком, прекрасным педагогом. Мы хорошо ориентировались по карте и многое помним сейчас из школьной программы.

 Snytko 4a

Мария Дмитриевна Снытко

Udin 1957 B 2a

Яков Васильевич Юдин

  

Физику изучали с Яковом Васильевичем Юдиным. Часто проводились лабораторные работы, решали много задач. Физика трудный предмет, но с его помощью мы справлялись. Вспоминается такой случай. Заметив, что я боюсь работать с физприборами, он, возможно, заметив это, невзначай сказал, что, если мне на экзамене попадется «лабораторка», то получу двойку. Эти слова лишили меня сна. И вот, накануне экзамена, мы с подругой подошли к нему и попросили ключ от кабинета, где были подготовлены приборы для экзамена, чтобы переделать все лабораторные работы. И представьте, он разрешил. Мы все работы выполнили, но билет мне достался с задачей, экзамен я сдала на четвёрку.

  

 

Letyago

Мария Васильевна Летяго

 

Sivakova 10 2a

Татьяна Федоровна Сивакова

 

 Cherencova

Антонина Семеновна Черенцова

Scalygin 1966 2

Василий Михайлович Шалыгин

Английский язык до 10 класса вела Мария Васильевна Летяго, потом Татьяна Федоровна Сивакова, а в 11 классе – Антонина Семеновна Черенцова.

Методика преподавания была совсем иная, чем сейчас. Мы читали тексты из классической литературы таких авторов как Теодор Драйзер, Джек Лондон, Джером Кларк Джером, Герберт Уэльс и другие. Тексты были фабульные, интересные. Задавали и отвечали на вопросы, составляли пересказы и диалоги. Чтобы составить диалог о кино, например, посещали читальный зал в библиотеке, из журнала «Советский экран» находили всю информацию по данному фильму. Только потом составляли диалог. Домашние задания ученики отвечали у учительского стола, взяв с собой дневник (иначе получишь «2»). Читали тексты и пересказывали по-английски при закрытом учебнике. В 11 классе Антонина Семеновна нам давала статьи из газеты «MoscowNews». Именно оттуда мы узнали громкие имена того времени, как Виктор Косичкин – конькобежец, олимпийский чемпион 1960 года и Ван Клиберн – американский пианист, победитель Первого музыкального конкурса имени Чайковского в Москве.

А какие вечера на иностранных языках у нас были!!! Это всегда был праздник!

Наша Раечка Васильева была постоянной ведущей. Все номера объявляла на английском языке, а «переводчик» повторял сказанное по-русски. Ведь в зале были и те, кто не знал английский. Когда однажды Рая заболела, вечер перенесли на другой день. С Марией Васильевной мы учили песни, стихи на английском языке, такие к примеру, как: «Therearesomanyprettymaidens» - «Как много девушек хороших» из кинофильма «Весёлые ребята». «Indonesia» - «Морями теплыми омытая, Индонезия – любовь моя», а фольклорную английскую песенку «Polley-Volley» она сама исполняла во время смотра художественной самодеятельности педколлективов.

Немецкий язык в параллельном классе вел Василий Михайлович Шалыгин. Это заслуга наших учителей-«иностранцев», что из 30 выпускников – шестеро поступили в Новозыбковский Государственный Педагогический институт (НГПИ) на филологический факультет, отделение иностранных языков!

 Gorsunov 2

Николай Петрович Горшунов

Sergeev 2

Иван Иванович Сергеев

 

В мир звездного неба мы попадали на уроке астрономии вместе с Николаем Петровичем Горшуновым. Выходили на площадку рядом со школой, где сейчас находится спортплощадка, и искали Полярную звезду, Большую и Малую Медведицы, Млечный путь – нашу Галактику. Но этот предмет изучался в школьной программе только одно полугодие.

Чертить нас учил Иван Иванович Сергеев. Он обладал разными талантами, очень хорошо пел. Запомнилась в его чудесном исполнении песня – «Вижу чудное приволье…».

Он был художником. Написанные им картины и картины других местных художников экспонировались во время выставок в Доме Культуры. Мы посещали эти выставки с удовольствием.

Zubareva 2

Мария Петровна Зубарева

Evtyagina 1951 2

Анна Кузьминична Евтягина

 

Физкультурой занимались в спортзале вместе с Марией Петровной Зубаревой, доброй, сердечной, энергичной и жизнерадостной. Для нас она была старшим товарищем, мы обожали её уроки. Она учила нас своим примером, как нужно было выполнять упражнения на различных гимнастических снарядах. А зимой совершали лыжные прогулки.

Проводились школьные и районные соревнования по легкой атлетике и по бегу на лыжах, которые проводились в городском парке, там сейчас расположена городская больница.

Ежегодно в парке проходили и туристические слеты. Со всего района приезжали школьники. Мы соревновались, общались с ними, а с некоторыми и дружили. Готовили к соревнованиям нас наши учителя географии Анна Игнатьевна Левкина и Анна Кузьминична Евтягина.

Наши учителя были преданы своему делу, заботливо относились к своим ученикам. Они не только вели уроки, но учили нас жить в коллективе, «болеть» за честь школы и своего класса.

В школе существовали две «страны»: пионерия и комсомолия. В 8-ом классе мы постепенно вступали в комсомол. По рекомендации классного руководителя и, разумеется, добровольно. Комсомольские билеты вручал нам 1-ый секретарь райкома ВЛКСМ в здании, где сейчас находится техникум агротехнологий.

В школе велась общественная работа: проводились соревнования между классами.каждый понедельник перед занятиями на школьном дворе проходила общешкольная линейка, на которой объявлялись итоги по учебе, дисциплине, санитарному состоянию и участию в общественной работе. Итоги подводили члены совета пионерской дружины и члены комитета комсомола на своих заседаниях. Классу победителю вручался вымпел – «Лучший класс», а в конце четверти – Красное знамя школы.

Проводились тематические вечера с художественной самодеятельностью, конференции, диспуты. Запомнились читательская конференция по книге Агнии Кузнецовой «Честное комсомольское» и диспут о молодёжи.

Старшему поколению всегда кажется, что нынешняя молодежь хуже предыдущей. А истина в том, что она не лучше и не хуже, а просто другая, согласно своему времени.

Каждую субботу старшеклассники по очереди организовывали танцевальные вечера. Актив класса брал на себя ответственность за порядок и сохранность школьного имущества. Директор доверял нам, и мы проводили их самостоятельно. Выручала нас радиола, а иногда ребята-самоучки подыгрывали на баяне. Во время танцев работала «почта». Выбранному почтальону из девчат отдавали записочки, а она разносила их по «адресам». Не помню, чтобы на таких вечерах случались какие-либо недоразумения. Школа научила нас быть самостоятельными…

Выпускалась общешкольная стенгазета, которая вывешивалась на площадке между первым и вторым этажами в виде развернутых страниц книги.

Большое внимание уделялось трудовому воспитанию учеников. Во время летней практики школа шефствовала над большим огородом колхоза. Его земли были расположены рядом со старым питомником, на месте которого сейчас расположены улицы Садовая и имени Горбатова. А в память о прошлом остались только тополя. Выращивали разные овощи. Это был трудовой лагерь, где мы в июне работали с 9 до 4-5 часов вечера. Дежурные готовили на костре обед.. Там же мы и обедали, отдыхали и даже танцевали. Музыкальным руководителем был Василий Григорьевич ?. Мы называли его Мурадели…А весной в колхозе « Вторая пятилетка», расположенном недалеко от аэродрома (бывшего), сажали кукурузу квадратно-гнездовым способом. Здесь же и в Нетяговском колхозе осенью убирали картофель. На поле привозили нам обед от колхоза. Принимали участие в ремонте школы, в строительстве деревянного здания за спортплощадкой, где должны были жить учащиеся из деревень. Проводились субботники и воскресники… О двух из них вспоминаю и сейчас. Когда иду по нынешнему парку, невольно отыскиваю аллею за танцплощадкой. Липы на ней посажены нашим 10-м классом. А уезжая из Мглина и приезжая, вспоминаю как вместе со взрослыми мы сажали березки вдоль шоссе, ведущего в Унечу и восхищаюсь этой ныне густой, тенистой посадкой.

За хорошую и отличную учебу, работу и активное участие в общественной жизни нас поощряли грамотами и хорошими книгами.

Источниками информации нам служили газеты, радио, журналы и, разумеется, книги. Мы были и остались читающими людьми. У нас не было ни мобильников (о них мы узнали только в 90-е годы), ни компьютеров. Даже телевизор – это маленькое размерами чудо мы увидели в 9-ом классе в школе. Да. Да! Это было настоящее чудо! Появилось оно накануне 8 Марта, и мы столпились перед раскрытыми дверьми учительской. Понимая наше любопытство, учителя пригласили нас войти и посмотреть праздничный концерт. А на каникулах это «чудо» уже стояло на сцене зала, чтобы мы могли его смотреть. Ведь учителя делали всё, чтобы школа была наполнена учениками и в каникулы. Для нас это были праздничные каникулы. Да, мы жили активной школьной жизнью! Понимали, если хочешь веселья, праздника – организуй их сам. Учителя, неутомимые труженики, направляли работу и помогали нам.

Не было во Мглине в ту пору музыкальной школы. Но в нашей вдруг появился духовой оркестр. Руководил им, конечно, взрослый музыкант, но организатором ребят был Зуровский Спартак, незаурядный юноша, вожак всей школьной комсомолии.

Аттестаты зрелости на выпускном вечере нам вручали под звуки школьного духового оркестра.

А сейчас хочу рассказать о тех, кто учился в то время в школе. Были среди нас способные и яркие личности: кто-то хорошо учился, трудился, кто-то активно вел общественную работу, были замечательные спортсмены, были у нас и талантливые участники художественной самодеятельности. Например, Рая Васильева была великолепным чтецом, мастером художественного слова. До сих пор незабываемы в её исполнении воспоминания Олега Кошевого из романа А. Фадеева «Молодая гвардия»: «Я помню руки матери моей» и стихи К. Симонова «Родина». Рая и Лида Покуневич всегда украшали концерты своими акробатическими этюдами. Ещё Лида очень хорошо пела. Но самой яркой «звездочкой» была у нас Валя Куриленко. Уже тогда её называли «артисткой». Она постоянно участвовала в художественной самодеятельности не только в школе, но и в Доме Культуры. Она прекрасно читала стихи, пела, занималась в драмкружке при ДК, которым руководила Маргарита Ивановна Старовойтова, вокалом с ней занималась Анна Леонтьевна.. С её участием ставились такие спектакли, как: «Бранденбургские ворота» М. Светлоа, «Барабанщица» А. Салынского и др.

В ту пору популярны были агитбригады. Местные артисты ездили по селам района с агитационно-художественной программой. Валя постоянно в них участвовала. Шуточная песенка «Куры да петушки» стала её визитной карточкой. И после школы она поступила в Казанское театральное училище и, окончив его, работала в разных театрах страны от Брянска до Гродно.

Но мы не были такими уж паиньками. Отнюдь. Было всякое. Подростки есть подростки во все времена со своими проблемами и проступками. Среди нас были и «гипермобильные» ребята, которые «ходили по головам».

Помню и такой случай!

В 10-м классе мы занимались до 20-х чисел июня. Однажды при подготовке к контрольной работе по химии мы никак не могли найти ответ к одному вопросу. А спросить было не у кого. Значит «5-ку» не получим, обидно – конец года. И вот – спонтанно сбегаем в этот день со всех уроков. Прозвенел звонок на 1-ый урок, размышлять нет времени, и мы гуськом катимся под горку. Возвращаться домой рано и мы скоротали время живописном местечке, называемом нами «Швейцарией».

На следующий день классный руководитель Матрёна Исааковна вынуждена была проводить с нами воспитательную беседу. Вопрос один – что с нами делать? Наказать надо. Но как? Много было разговоров на эту тему. Наконец, было принято соломоново решение. Мы должны извиниться перед каждым учителем, с уроков которых мы сбежали. И пошла череда извинений.

Больше всего боялись мы Якова Ефремовича, но именно он поразил нас своим «красноречивым» ответом: «Баба с возу, коню легче!». Мы облегченно вздохнули, но именно тогда и стало ясно, что знания нужны нам, а не учителям, и ещё, что учителя наши не только строгие, но и великодушные люди. Мы же не хотели навредить, сработало чувство «самосохранения».

У Андрея Дементьева есть такие слова: «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей».

Не знаю, принес ли славу своей школе наш выпуск, но уверена, что из нас получились неплохие люди, хорошие специалисты.

1962 Klass 10 1200

Выпуск 1962 г. Класс 11-А и 11-Б 

Верхний  ряд (слева-направо): 

Алик Ховрин  - окончил лётное военное училище, служил в ГДР, Виктор Вертоголов, ??; Хомякова Аня; Лена ?; Лида Бабенко - окончила Новозыбковски пединститут, Лукашова Лида; ??, ??, Пётр Анищенко - окончил военное училище , полковник, Иван Прокопенко - окончил летное военное училище, служил в ГДР

      Второй  ряд :

?? (Воспитатель), ??; Кашликова Надя; Дороготовцева Елена;  Ковалева Аня; Рая Васильева, Кондратцева Аня; Маюрова Шура?;   Алла Евстигнева, Дима Волошенович

Третий   ряд :   

Учителя:  Юдин Яков Васильевич (физик), Горшунова Анна Фоминична (математика), Снытко Мария Дмитриевна (историк),  Руев Яков Ефремович(директор), Долженко Екатерина Даниловна (математик),  Сергеенко Матрена Исааковна (историк), Черенцова Антонина  Семёновна (английский яз.), Тамара Сергеева (11-Б) - окончила Новозыбковский пединститут, Шалыгин Василий Михайлович,

Нижний  ряд:  

Деревянко Мария,  ??,  Покуневич Лида, Валя Куриленко, Рязанцева Аня, Надя Цирик, Валя Марзавицкая - окончила Смоленский мединститут, Прадед Катя.

 

После окончания школы многие поступили в высшие или средние специальные учебные учреждения.

Педагогический институт окончили и успешно работали в школах Брянщины родной:

  • Бабенко Лидия Григорьевна.
  • Васильева Раиса Анатольевна,
  • Дороготовцева Елена Никитична,
  • Евстигнеева Алла Александровна,
  • Сергеева Тамара Ивановна,
  • Цирик Надежда Петровна.

Наши ребята, Анищенко Петр Стефанович, Прокопенко Иван и Ховрин Алик стали офицерами после окончания военных училищ, служили Родине.

Морзавицкая Валентина окончила медицинский институт, работала врачом.

  • Деревянко Мария получила профессию фармацевта.
  • Лукашова Лида работала учителем начальных классов в нашей школе.

Педагогическое образование получили Рязанцева Анна (дошкольное) и Ковалева Анна (биолог).

 

 Ezerskiy

Езерский Владимир с внуком

Более подробно известно о бывшем ученике нашей школы Езерском Владимире. Правда, по воле жизненных обстоятельств, ему пришлось окончить вечернюю школу, но первую (№ 75) он считает родной. До сих пор, бывая во Мглине, посещает её и встречается со своими друзьями. Окончил Владимир МИФИ по специальности автоматизация и телемеханика ядерных процессов. Распределился в Красноармейский НИИ механизации, который находится в Подмосковье и принадлежит оборонной отрасли. Там и проработал всю жизнь. Сначала был конструктором, объездил всю страну от Хабаровского края до Донецка. Позже возглавил энергослужбу института там и проработал до выхода на пенсию (2011 году).

Одним словом, прожили мы достойную жизнь и сейчас на заслуженном отдыхе, а многие уже ушли из этой жизни.

Пролетели десятилетия. И все эти годы мы пронесли чувства благодарности учителям и и родной школе за знания и все то доброе вечное, которое они посеяли в наших душах.

Нисколько не сомневаюсь, что в нашей школе работали и работают прекрасные педагоги. Но хотелось бы воспеть славу тем, которых нам послала сама жизнь. И мы с теплом вспоминаем о них. Это дорогое, светлое и волнующее воспоминание.

Нынешнему поколению учителей школы № 1 (№ 75) хочется пожелать творческих успехов, терпения, умных и благодарных учеников, счастья и. конечно, доброго здоровья.

Да буден славен труд учителя!

Пусть Первая Мглинская школа здравствует и процветает!

С уважением и любовью выпускница школы 1962 года.

Дороготовцева Е.Н.

Комментарии   

0 #1 RE: Воспоминания о школе Виталий 03.10.2018 07:21
За достигнутые успехи в учёбе и труде и за активное участие в комсомольской работе
Дороготовцева Елена Никитична
занесена 20 июня 1962 года в Книгу Почёта Мглинской общеобразовател ьной политехнической одиннадцатилетн ей школы №1.


Секретарь комсомольской организации школы С. Зуровский.
Это сообщила Нахаёва В.К.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

no events

Сегодня событий нет

.