Не зная истории, нельзя знать, зачем мы пришли в мир, для чего живем и к чему стремимся                          В. Ключевский

 

Радимичи в походах Олега и Игоря

(879-944)

Объединение русских земель в единое государство

Олег — первый правитель Руси, объединивший славянские племена вдоль пути « из варяг в греки», князь Новгородский (879-882) и Киевский (882-912) из рода Рюрика.

Рюрик, по словам летописи, вручил Олегу правление за малолетством сына. По предположению Соловьева, Олег получил власть не как опекун Игоря, а как старший в роду. Сей опекун Игорев скоро прославился великою своею отважностию, победами, благоразумием, любовию подданных.

Весть о счастливом успехе Рюрика и братьев его, желание участвовать в их завоеваниях и надежда обогатиться, без сомнения, привлекли многих Варягов в Россию.

Князья рады были соотечественникам, которые усиливали их верную, смелую дружину.

В те времена обширные русские земли еще не имели твердой связи. Ильменские Славяне граничили с Весью, Весь с Мерею, Меря с Муромою и с Кривичами; сильные, независимые племена обитали между Новгородом и Киевом.

Три года оставался князь Олег в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг.

Смоленск, город вольных Кривичей, сдался ему в 882 г. Первая удача была залогом новых: храбрый Князь, поручив Смоленск своему Боярину, вступил в область Северян и взял Любеч, древний город на Днепре. Добровольно ли покорились Олегу эти племена или после сопротивления — летопись не говорит.

 Oleg Glazunov

                        Илья Глазунов. Новгородский и Киевский Князь Олег Вещий

Rus1240new

Но желания завоевателя стремились далее: слух о независимой Державе, основанной Аскольдом и Диром, благословенный климат и другие естественные выгоды Малороссии, еще украшенные, может быть, рассказами, влекли Олега к Киеву. Вероятность, что Аскольд и Дир, имея сильную дружину, не захотят ему добровольно поддаться, и неприятная мысль сражаться с единоземцами, равно искусными в деле воинском, принудили его употребить хитрость.

Voin IX nachala XI-vekaОставив назади войско, он с юным Игорем и с немногими людьми приплыл к высоким берегам Днепра, где стоял древний Киев; скрыл вооруженных ратников в ладиях и велел объявить Государям Киевским, что Варяжские купцы, отправленные Князем Новогородским в Грецию, хотят видеть их как друзей и соотечественников.

История Государства Российского. Серия 3. Аскольд и Дир

Аскольд и Дир, не подозревая обмана, спешили на берег: воины Олеговы в одно мгновение окружили их. Олег сказал: Вы не Князья и не знаменитого роду, но я Князь, - и показав Игоря, примолвил: Вот сын Рюриков! Сим словом осужденные на казнь Аскольд и Дир под мечами убийц пали мертвые к ногам Олеговым... Простота, свойственная нравам IX века, дозволяет верить, что мнимые купцы могли призвать к себе таким образом Владетелей Киевских; но самое общее варварство сих времен не извиняет убийства жестокого и коварного.

ascold-dir-death

Убийство Аскольда и Дира по приказу Олега. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839

Тела несчастных Князей были погребены на горе, где в Несторово время находился Ольмин двор; кости Дировы покоились за храмом Св. Ирины; над могилою Аскольда стояла церковь Св. Николая, и жители Киевские доныне указывают сие место на крутом берегу Днепра, ниже монастыря Николаевского, где врастает в землю малая, ветхая церковь.

Askoldova Mogila

Т. Г. Шевченко. Аскольдова могила, 1846

Олег, обагренный кровию невинных Князей, знаменитых храбростию, вошел как победитель в город их, и жители, устрашенные самым его злодеянием и сильным войском, признали в нем своего законного государя. Хорошее местоположение, судоходный Днепр, удобность иметь сообщение, торговлю или войну с разными богатыми странами - с Греческим Херсоном, с Козарскою Тавридою, с Болгариею, с Константинополем - пленили Олега, и сей Князь сказал: Да будет Киев материю городов Российских!

История Государства Российского. Серия 5. Олег

Князь Олег строил города, с целью удерживать в своих руках покоренные народы и защищать их от нападений кочевников. Им была наложена дань на ильменских славян, кривичей и мерю. Новгородцы должны были платить по 300 гривен ежегодно на содержание дружины из варягов. После этого Олег начинает расширять пределы своих владений, покоряя племена, жившие на восток и запад от Днепра.

В 883 г., храбрый Князь, дав отдохнуть войску, поспешил к берегам реки Припяти. Там, среди лесов мрачных свирепые Древляне наслаждались вольностию и встретили его с оружием, но победа увенчала Олега, и сей народ, богатый зверями, обязался ему платить дань черными куницами.

SborDani

Николай Рерих. Собирают дань, 1908

В следующие два года Олег овладел землею Днепровских Северян и соседственных с ними Радимичей. Северяне платили дань хазарам; князь Олег сказал им: "я враг хазарам, а вовсе не вам" — и северяне, по-видимому без сопротивления, согласились платить дань ему.

В 885 году послал Олег к радимичам спросить: «Кому дань даете?» На современном жаргоне: «Есть ли у вас крыша?»

Те отвечают: «Хазарам». Тогда Олег заявляет: «Не давайте хазарам, но мне давайте». И дали по шелягу (монета в один шиллинг). Оплата производилась в «твердой валюте», так как славяне между собою при торговле пользовались старыми изношенными шкурками, которые были валютой, в иных странах неконвертируемой. Неконвертируемая русская валюта называлась «рухлядь».

Игорь же проводил время более приятно — вероятнее всего, пиры, охота и женщины. Дело-то молодое. Однако благодаря Олегу территория, контролируемая дуумвиратом, расширилась. Теперь от Волги и до Эльбы, от Ладоги и до Северского Донца можно было ходить с войском и собирать дань — есть, пить, веселиться.

Им платили дань ильменьские славяне и лужицкие сербы, поляки-лендзяне и белорусские кривичи, финноязычная чудь и ираноязычные северяне, поляне, радимичи. А уличи-древляне давать дань отказывались — их постоянно приходилось за это наказывать, уж очень непослушные были.

Таким образом, соединив путем завоеваний Киев с Новгородом, Олег уничтожил господство Хана Козарского в Витебской и Черниговской землях, создав единое русское государство.

Радимичи в походе Олега на Константинополь

В 907 г. князь Олег предпринял поход на греков, оставив в Киеве Игоря.

Набрал он войско из подвластных ему племен: взял с собою варяг (шведов и датчан, служивших за деньги кому попало), словен, русь (либо фрисландцев, либо придунайских славян Австрии и Венгрии, либо донских русь-ясов), чудь, кривичей, мерю, древлян, радимичей, полян, северян, вятичей, хорват и дулебов (словаков и чехов), а также и тиверцев (кто такие — неизвестно, но похоже, осетины, проживавшие на Тибре-Днестре).

Летопись украшает рассказ об этом походе разного рода легендами.

И отправились они на конях и на лодках, коих было у них 2000. Лодки, как уверяют историки, были выдолблены из ствола дерева. Длина каждой около 20 метров при ширине 2 метра. Вот такие гигантские деревья росли на Украине того времени. Выше эвкалиптов. В каждой лодке по 40 воинов.

Надлежало победить не только врагов, но и природу, такими чрезвычайными усилиями, которые могли бы устрашить самую дерзкую предприимчивость нашего времени и кажутся едва вероятными. Днепровские пороги и ныне мешают судоходству, хотя стремление воды в течение столетний, наконец, искусство людей разрушили некоторые из сих преград каменных: в IX и Х веке они долженствовали быть несравненно опаснее.

Первые Варяги Киевские осмелились пройти сквозь их острые скалы и кипящие волны с двумястами судов: Олег шел со флотом в десять раз сильнейшим. Константин Багрянородный описал нам, как Россияне в сем плавании обыкновенно преодолевали трудности: бросались в воду, искали гладкого дна и проводили суда между камнями; но в некоторых местах вытаскивали свои лодки из реки, влекли берегом или несли на плечах, будучи в то же самое время готовы отражать неприятеля. Доплыв благополучно до лимана, они исправляли мачты, паруса, рули; входили в море и, держась западных берегов его, достигали Греции.

 

Pokhod Olega v Tsargrad

Флот князя Олега идёт к Царьграду по реке Днепру. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839

Но Олег вел с собою еще сухопутное конное войско: жители Бессарабии и сильные Болгары дружелюбно ли пропустили его? Летописец не говорит о том. Но мужественный Олег приближился наконец к Греческой столице, где суеверный Император Леон, прозванный Философом, думал о вычетах Астрологии более, нежели о безопасности Государства.

Он велел только заградить цепию гавань и дал волю Олегу разорять Византийские окрестности, жечь селения, церкви, увеселительные дома, Вельмож Греческих. Нестор, в доказательство своего беспристрастия, изображает самыми черными красками жестокость и бесчеловечие Олегова войска.

Letopis Pochod

 

Радзивилловская летонись.Поход Олега на Константинополь в 907 г.

Дружинники плавали в крови несчастных, терзали пленников, бросали живых и мертвых в море. Так некогда поступали Гунны и народы Германские в областях Империи; так, в сие же самое время, Норманы, единоземцы Олеговы, свирепствовали в Западной Европе.

Греки испугались и просили не губить города, соглашаясь давать дань, какую только Олег захочет. Задумали они затем избавиться от Олега отравой, но Олег догадался и не принял присланных ему греками кушаний и напитков.

После этого начались переговоры. Князь Олег послал к императору послов Карла, Фарлофа, Велмуда, Рулава и Стемира, которые потребовали по 12 гривен на корабль и уклады на города Киев, Чернигов, Переяслав, Полоцк, Ростов, Любеч и другие, так как в этих городах сидели мужи Олега. Русские послы требовали, затем, чтобы Русь, приходящая в Царь-Град, могла брать съестных припасов сколько хочет, мыться в банях, для обратного пути запасаться у греческого царя якорями, канатами, парусами и т. п. Византийский император принял эти условия с некоторыми изменениями: русские, пришедшие не для торговли, не берут месячины; князь должен запретить русским грабить греческие села; в Константинополе русские могут жить только у св. Мамы; император посылает чиновника переписать их имена, и тогда уже русские берут свои месячины — сначала киевляне, затем черниговцы, переяславцы и т. д.; входить в город они должны без оружия, в количестве не более 50 человек, в сопровождении императорского чиновника, и тогда уже могут торговать беспошлинно.

Oleg Greki Dan

Радзивилловская летонись. Греки платят дань Олегу

Императоры Лев и Александр целовали крест при заключении этого договора, Олег же и мужи клялись, по русскому обычаю, оружием, богом своим Перуном и скотьим богом Волосом.

И потребовал Олег по 12 гривен на корабль, то есть всего (12 х 2000) 24 000 гривен, что составляет 128 тонн серебра. Получив откуп, а по дороге еще немного пограбив, (любили его людишки пошалить немного) возвратился Олег на Русь. Так как в походе участвовало 80 000 человек, то на каждого (если разделить по-братски) приходилось бы по 1,6 килограмма серебра.

Летопись передает, далее, что Олег, возвращаясь домой, велел русским сшить паруса шелковые, а славянам — полотняные, и что воины, в знак победы, повесили свои щиты на вратах Царя-Града.

 

Oleg shield Tsargrad by Bruni

Князь Олег прибивает свой щит ко вратам Царьграда. Гравюра Ф. Бруни, 1839

Князь Олег возвратился в Киев с золотом, дорогими тканями, овощами, винами и всяким узорочьем. Народ дивился ему и прозвал его "вещим", т. е. кудесником, волхвом: "бяхо бо людие погани и невеголоси", заключает летописец.

Так Нестор описывает счастливый и славный поход, коим Олег увенчал свои дела воинские. Греческие Историки молчат о сем важном случае; но когда Летописец наш не позволял действовать своему воображению и в описании древних, отдаленных времен: то мог ли он, живучи в XI веке, выдумать происшествие десятого столетия, еще свежего в народной памяти? Мог ли с дерзостию уверять современников в истине оного, если бы общее предание не служило ей порукою? Согласимся, что некоторые обстоятельства могут быть баснословны: товарищи Олеговы, хваляся своими подвигами, украшали их в рассказах, которые с новыми прибавлениями, чрез несколько времени обратились в народную сказку, повторенную Нестором без критического исследования; но главное обстоятельство, что Олег ходил к Царьграду и возвратился с успехом, кажется достоверным.

Доселе одни словесные предания могли руководствовать Нестора; но желая утвердить мир с Греками, Олег вздумал отправить в Царьград Послов, которые заключили с Империею договор письменный, драгоценный и древнейший памятник Истории Российской, сохраненный в нашей летописи. Мы изъясним единственно смысл темных речений, оставляя в целости, где можно, любопытную древность слога.

Договор между Олегом и греками 911 года

В 911 г. князь Олег послал своих мужей в Константинополь утвердить договор, заключенный после похода. Были посланы 5 мужей, присутствовавших при заключении первого договора, и, сверх того, еще девять: Инегельд, Гуды, Руальд, Карн, Фрелав, Рюар, Актеву, Труан, Бидульфост — имена, большей частью звучащие не по-славянски и показывающие, что дружина состояла тогда в большинстве из варягов-скандинавов.

Послы, от имени Олега, других князей, бояр и всей русской земли, заключили с византийским императором такой договор.

"Мы от роду Русского, Карл, Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост, Стемид, посланные Олегом, Великим Князем Русским и всеми сущими под рукою его Светлыми Боярами к вам, Льву, Александру и Константину" (брату и сыну первого) "Великим Царям Греческим, на удержание и на извещение от многих лет бывшие любви между Христианами и Русью, по воле наших Князей и всех сущих под рукою Олега, следующими главами уже не словесно, как прежде, но письменно утвердили сию любовь и клялися в том по закону Русскому своим оружием.

1. Первым словом да умиримся с вами, Греки! Да любим друг друга от всей души и не дадим никому из сущих под рукою наших Светлых Князей обижать вас; но потщимся, сколь можем, всегда и непреложно соблюдать сию дружбу! Так же и вы, Греки, да храните всегда любовь неподвижную к нашим Светлым Князьям Русским и всем сущим под рукою Светлого Олега. В случае же преступления и вины да поступаем тако:

II. Вина доказывается свидетельствами; а когда нет свидетелей, то не истец, но ответчик присягает - и каждый да клянется по Вере своей". Взаимные обиды и ссоры Греков с Россиянами в Константинополе заставили, как надобно думать, Императоров и Князя Олега включить статьи уголовных законов в мирный государственный договор.

III. "Русин ли убиет Христианина или Христианин Русина, да умрет на месте злодеяния. Когда убийца домовит и скроется, то его имение отдать ближнему родственнику убитого; но жена убийцы не лишается своей законной части. Когда же преступник уйдет, не оставив имения, то считается под судом, доколе найдут его и казнят смертию.

IV. Кто ударит другого мечем или каким сосудом, да заплатит пять литр серебра по закону Русскому; неимовитый же да заплатит, что может; да снимет с себя и самую одежду, в которой ходит, и да клянется по Вере своей, что ни ближние, ни друзья не хотят его выкупить из вины: тогда увольняется от дальнейшего взыскания.

V. Когда Русин украдет что-либо у Христианина или Христианин у Русина, и пойманный на воровстве захочет сопротивляться, то хозяин украденной вещи может убить его, не подвергаясь взысканию, и возьмет свое обратно; но должен только связать вора, который без сопротивления отдается ему в руки. Если Русин или Христианин, под видом обыска, войдет в чей дом и силою возьмет там чужое вместо своего, да заплатит втрое.

VI. Когда ветром выкинет Греческую ладию на землю чуждую, где случимся мы, Русь, то будем охранять оную вместе с ее грузом, отправим в землю Греческую и проводим сквозь всякое страшное место до бесстрашного. Когда же ей нельзя возвратиться в отечество за бурею или другими препятствиями, то поможем гребцам и доведем ладию до ближней пристани Русской. Товары, и все, что будет в спасенной нами ладии, да продается свободно; и когда пойдут в Грецию наши Послы к Царю или гости для купли, они с честию приведут туда ладию и в целости отдадут, что выручено за ее товары. Если же кто из Русских убьет человека на сей ладии, или что-нибудь украдет, да приимет виновный казнь вышеозначенную.

VII. Ежели найдутся в Греции между купленными невольниками Россияне или в Руси Греки, то их освободить и взять за них, чего они купцам стоили, или настоящую, известную цену невольников: пленные также да будут возвращены в отечество, и за каждого да внесется окупу 20 златых. Но Русские воины, которые из чести придут служить Царю, могут, буде захотят сами, остаться в земле Греческой.

VIII. Ежели невольник Русский уйдет, будет украден, или отнят под видом купли, то хозяин может вeздe искать и взять его; а кто противится обыску, считается виновным.

IX. Когда Русин, служащий Царю Христианскому, умрет в Греции, не распорядив своего наследства, и родных с ним не будет: то прислать его имение в Русь к милым ближним; а когда сделает распоряжение, то отдать имение наследнику, означенному в духовной.

X. Ежели между купцами и другими людьми Русскими в Греции будут виновные и ежели потребуют их в отечество для наказания, то Царь Христианский должен отправить сих преступников в Русь, хотя бы они и не хотели туда возвратиться.

Да поступают так и Русские в отношении к Грекам!

Для верного исполнения сих условий между нами, Русью и Греками, велели мы написать оные киноварью на двух хартиях. Царь Греческий скрепил их своею рукою, клялся святым крестом, Нераздельною Животворящею Троицею единого Бога, и дал хартию нашей Светлости; а мы, Послы Русские, дали ему другую и клялися по закону своему, за себя и за всех Русских, исполнять утвержденные главы мира и любви между нами, Русью и Греками. Сентября во 2 неделю, в 15 лето (то есть Индикта) от создания мира... [2 сентября 911 г.]"

Сей договор представляет нам Россиян уже не дикими варварами, но людьми, которые знают святость чести и народных торжественных условий; имеют свои законы, утверждающие безопасность личную, собственность, право наследия, силу завещаний; имеют торговлю внутреннюю и внешнюю. Седьмая и осьмая статья его доказывают - и Константин Багрянородный то же свидетельствует, - что купцы Российские торговали невольниками: или пленными, взятыми на войне, или рабами, купленными у народов соседственных, или собственными преступниками, законным образом лишенными свободы.

Letopis Prisyaga

Радзивилловская летонись. Заключение договора с Греками (911 г). Клятва: "...Перуном богом своим и Велесом, а греки Богом, и заключили мир".

Надобно также приметить, что между именами четырнадцати Вельмож, употребленных Великим Князем для заключения мирных условий с Греками, нет ни одного Славянского. Только Варяги, кажется, окружали наших первых Государей и пользовались их доверенностию, участвуя в делах правления.

Император, одарив Послов золотом, драгоценными одеждами и тканями, велел показать им красоту и богатство храмов (которые сильнее умственных доказательств могли представить воображению грубых людей величие Бога Христианского) и с честию отпустил их в Киев, где они дали отчет Князю в успехе посольства.

 

Смерть Олега Вещего в 912 г.

Сей Герой, смиренный летами, хотел уже тишины и наслаждался всеобщим миром. Никто из соседей не дерзал прервать его спокойствия. Окруженный знаками побед и славы, Государь народов многочисленных, повелитель войска храброго мог казаться грозным и в самом усыплении старости. Он совершил на земле дело свое - и смерть его казалась потомству чудесною.

Осенью того же года, по сказанию летописи, князь Олег умер и похоронен в Киеве на Щековице. Место погребения Олега занесено в летопись по преданию, не вполне достоверному; есть и другое предание, по которому Олег умер во время похода на север и похоронен в Ладоге.

Со смертью князя Олега связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения Пушкина: "Песнь о вещем Олеге". По счету летописца, Олег княжил 33 года, с 879 (год смерти Рюрика) по 912 г.; но хронология первых страниц начальной летописи крайне спутана и неточна.

"Волхвы, - так говорит Летописец, - предсказали Князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего.

Oleg Vstrecha Kudesnikom Vasnetsov

Виктор Васнецов. Встреча Олега с кудесником, 1899

С того времени он не хотел ездить на нем.

Oleg Proschanie Konem

Виктор Васнецов. Прощание Олега с конем, 1899

Прошло четыре года: в осень пятого вспомнил Олег о предсказании, и слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила Князя, и Герой скончался"... Уважение к памяти великих мужей и любопытство знать все, что до них касается, благоприятствуют таким вымыслам и сообщают их отдаленным потомкам. Можем верить и не верить, что Олег в самом деле был ужален змеею на могиле любимого коня его, но мнимое пророчество волхвов или кудесников есть явная народная басня, достойная замечания по своей древности.

Гораздо важнее и достовернее то, что Летописец повествует о следствиях кончины Олеговой: народ стенал и проливал слезы. Что можно сказать сильнее и разительнее в похвалу Государя умершего? Итак, Олег не только ужасал врагов, он был еще любим своими подданными. Воины могли оплакивать в нем смелого, искусного предводителя, а народ защитника. - Присоединив к Державе своей лучшие, богатейшие страны нынешней России, сей Князь был истинным основателем ее величия. Рюрик владел от Эстонии, Славянских Ключей и Волхова до Белаозера, устья Оки и города Ростова: Олег завоевал все от Смоленска до реки Сулы, Днестра и, кажется, самых гор Карпатских. Мудростию Правителя цветут Государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надежною опорою в их опасной новости. Древняя Россия славится не одним героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное. История признает ли его незаконным Властелином с того времени, как возмужал наследник Рюриков? Великие дела и польза государственная не извиняют ли властолюбия Олегова? И права наследственные, еще не утвержденные в России обыкновением, могли ли ему казаться священными?.. Но кровь Аскольда и Дира осталась пятном его славы.

 

Konchina Olega

Кончина Олега. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839

 

Владимир Высоцкий

Песня о вещем Олеге 

 Как ныне сбирается вещий Олег
         Щита прибивать на ворота,
Как вдруг подбегает к нему человек -
         И ну шепелявить чего-то.
"Эй, князь, - говорит ни с того ни с сего, -
Ведь примешь ты смерть от коня своего!" 
 Но только собрался идти он на вы -
         Отмщать неразумным хазарам,
Как вдруг прибежали седые волхвы,
       К тому же разя перегаром, -
И говорят ни с того ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего. 
 "Да кто вы такие, откуда взялись?! -
         Дружина взялась за нагайки,
Напился, старик, - так пойди похмелись,
         И неча рассказывать байки
И говорить ни с того ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего!" 
 Ну, в общем, они не сносили голов, -
         Шутить не могите с князьями! -
И долго дружина топтала волхвов
         Своими гнедыми конями:
Ишь, говорят ни с того ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего! 
 А вещий Олег свою линию гнул,
         Да так, что никто и не пикнул, -
Он только однажды волхвов вспомянул,
         И то - саркастически хмыкнул:
Ну надо ж болтать ни с того ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего! 
 "А вот он, мой конь - на века опочил, -
         Один только череп остался!.."
Олег преспокойно стопу возложил -
         И тут же на месте скончался:
Злая гадюка кусила его -
И принял он смерть от коня своего. 
 ...Каждый волхвов покарать норовит, -
         А нет бы - послушаться, правда?
Олег бы послушал - еще один щит
         Прибил бы к вратам Цареграда.
Волхвы-то сказали с того и с сего,
Что примет он смерть от коня своего! 
 1967

Олег, княжив 33 года, умер в глубокой старости, даже если он в Новгород с Рюриком пришел еще юношей. Тело его погребено на горе Щековице, и жители Киевские, современники Нестора, звали сие место Ольговою могилою.

 Trizna 1899

Виктор Васнецов. Тризна по Олегу, 1899

Хронология жизни и деятельности Олега Вещего

879-882

Князь Новгородский

882-912

Правитель Руси

882

Поход на Киев. Объединение Новгорода и Киева,   принимает титул Великого князя киевского.

883

Походы на древлян

884

Походы на северян

885

Походы на радимичей

907

Поход на Византию (на Царьград), покорение вятичей,   хорватов, дулебов и тиверцев.

911

Первый письменный договор с Византией

912

Смерть Олега.

Византийские походы Игоря и его судьба

В 914 году узнали древляне, переселенные Игорем на Днепр южнее порогов, что неугомонный Олег сгинул без следа, и отказались платить Игорю дань, закрыв перед его людьми ворота. И пришлось Игорю, вероятно обидевшемуся на них за сей недружелюбный акт, идти на древлян войной.

Knyaz Igor

Князь Игорь Рюрикович

И покорил их и наложил дань больше прежнего — «науки для». И лишь один город Пересечен (на Днепре) не сдавался, и отдал его Игорь своему новому воеводе, Свенельду, который три года осаждал город и еле одолел. И взял с них дань Свенельд по черной кунице и отдал все своей дружине за труды.

История Государства Российского. Серия 6. Игорь

Около 940 года между Греками и Русью возникли неприязненные отношения. Что было их причиною, неизвестно. Поводом к столкновению могли послужить несоблюдение Греками договоров или дела Дунайской Болгарии, где в то время происходили междоусобия, вызывавшие вмешательство Греков и Руси. Столкновение могло произойти и в Тавриде, где русские владения соприкасались с греческими.

Как бы то ни было, летом 941 года Киевский князь с флотом в несколько сот ладей пристал к берегам Вифинии. Руссы рассеялись по окрестным областям и распространили свои опустошения до самого Боспора Фракийского. Как и в первое свое нападение на Константинополь, Русь опять выбрала такое время, когда греческий флот был в отсутствии, в походе против Сарацин. Очевидно, она имела верные известия о том, что происходило в Византии.

Управление империей находилось в руках Романа Лакапина, который захватил власть в малолетство законного наследника, Константина Багрянородного. Роман несколько ночей провел без сна, изыскивая способы обеспечить столицу от варваров и отразить их нашествие. В гавани Цареградской нашлось десятка полтора старых, брошенных хеландий. Роман был прежде сам одним из друнгариев, или начальников флота, и хорошо знал морское дело. Он велел исправить хеландии, снабдить их огнеметательными снарядами, известными у нас под именем "греческого огня", и вместе с другими случившимися под рукою кораблями послал их под начальством протовестиария (хранителя царских одежд) Феофана, чтобы загородить вход в Боспор.

Игорь попытался было уничтожить эту преграду; но греческий огонь произвел такое опустошение в его флоте, что он снова удалился к берегам Вифинии, где Руссы продолжали свои грабежи и разорения. Византийские историки говорят при этом об их чрезвычайной свирепости, о сожженных ими селениях и монастырях и варварском умерщвлении пленных. Три месяца они провели таким образом. Между тем против них начали собираться византийские войска и истреблять отряды Руссов, рассеявшихся для грабежа. Приближалось зимнее время, а вместе с тем наступал и недостаток съестных припасов в опустошенной стране.

Игорь собрал свой флот и снова напал на византийские корабли. Но Феофан, получивший подкрепления, с помощью греческого огня нанес Руссам совершенное поражение; так что Игорь, как рассказывают, только с десятью кораблями успел добраться до Боспора Киммерийского, т.е. до Корчева и Тмутаракани: Говорят, что все Руссы, захваченные в плен, были торжественно обезглавлены в Константинополе по приказу императора Романа, возгордившегося своею победою.

После набегов на византийские земли и ряда поражений Игорь в сентябре 941 вернулся домой. Русский летописец передаёт слова уцелевших воинов: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их». О впечатлении, произведённом этим набегом на византийцев, свидетельствует следующий факт: имя Игоря стало единственным из русских имён, попавшим в византийский энциклопедический словарь X века, известный как Суда.

В 944 г., желая отомстить за свое поражение, собрал Игорь воинов из варягов и руси, полян, словян, кривичей, тиверцев и печенегов, нанятых Игорем и взявшим у них заложников, и пошел на греков. Узнав о новом походе, греки предложили не ходить на них, а взять дань; вероятно, подсчитав, во сколько обойдется казне уничтожение огромного количества варваров, греки поняли, что лучше заплатить меньшую сумму без дополнительных хлопот, тем более что сумма была мизерная, о чем можно судить по тому положению, в каком оказался Игорь в следующем году.

В 945 году послы доставили из Царьграда обещанную дань и заключили письменный мирный договор.

Древние Государи наши, по известию Константина Багрянородного, всякий год в Ноябре месяце отправлялись с войском из Киева для объезда городов своих и возвращались в столицу не прежде Апреля. Целью сих путешествий, вероятно, было и то, чтобы укреплять общую государственную связь между разными областями или содержать народ и чиновников в зависимости от Великих Князей.

 

Knyaz Igor in 945 by Lebedev

Клавдий Лебедев. Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году («Полюдье»), 1903

Игорь действительно хотел мира для своей старости; но корыстолюбие собственной дружины его не позволило ему наслаждаться спокойствием. "Мы босы и наги, - говорили воины Игорю, - а Свенельдовы Отроки богаты оружием и всякою одеждою. Поди в дань с нами, да и мы, вместе с тобою, будем довольны".

И послушал их Игорь и пошел в землю древлян, забыв, что умеренность есть добродетель власти, обременил их тягостным налогом. Дружина его - пользуясь, может быть, слабостью Князя престарелого - тоже хотела богатства и грабила несчастных данников, усмиренных только победоносным оружием.

Уже Игорь вышел из области их; но недовольный взятою им данью, он отпустил войско в Киев и с частью своей дружины возвратиться к Древлянам, чтобы еще немножко пограбить и потребовать новой дани. Послы их встретили его на пути и сказали ему: "Князь! Мы все заплатили тебе: для чего же опять идешь к нам?"

Ослепленный корыстолюбием, Игорь шел далее. Тогда отчаянные Древляне, видя - по словам Летописца - что надобно умертвить хищного волка, или все стадо будет его жертвою, вооружились под начальством Князя своего, именем Мала; вышли из Коростена, убили Игоря со всею дружиною и погребли недалеко оттуда. Византийский Историк повествует, что они, привязав сего несчастного Князя к двум деревам, разорвали надвое.

 

Death of Igor

Ф. Бруни. Казнь князя Игоря,

Так погиб князь Игорь, так и не совершивший ни одного настоящего подвига. Из его черепа древлянский князь Мал Нискинин сделал себе чашу для питья, оковав лбину серебром.

Игорь в войне с Греками не имел успехов Олега; не имел, кажется, и великих свойств его: но сохранил целость Российской Державы, устроенной Олегом; сохранил честь и выгоды ее в договорах с Империею; был язычником, но позволял новообращенным Россиянам славить торжественно Бога Христианского и вместе с Олегом оставил наследникам своим пример благоразумной терпимости, достойный самых просвещенных времен.

Два случая остались укоризною для его памяти: он дал опасным Печенегам утвердиться в соседстве с Россиею и, не довольствуясь справедливой, то есть умеренною данью народа, ему подвластного, обирал его, как хищный завоеватель. Игорь мстил Древлянам за прежний их мятеж; но Государь унижается местью долговременною: он наказывает преступника только однажды.

По материалам:

Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Н. М. Карамзин. История государства Российского.

А. А. Бычков. Киевская Русь. Страна, которой никогда не было.

https://ru.wikipedia.org/

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

no events

Сегодня событий нет

.